Родился в деревне Щипцово в 17 км от Ярославля в 1897 г. После окончания трёх классов церковно-приходской школы (1908 г.) работал в Ярославле в переплётной мастерской, затем рабочим на частном свинцово-белильном заводе. После этого — в речном пароходстве (1911 г.). Плавал матросом от Рыбинска до Астрахани, зимой занимался ремонтом двигателей.
С 1916 — в армии. Матрос во Втором Балтийском Флотском Экипаже. В 1917 году принимает участие в штурме Зимнего дворца, а с 27 октября в составе 1 красногвардейского отряда под командованием Павла Дыбенко — в боях с казаками под Пулковым, Гатчиной, Александровским.
В декабре 1917 года оканчивает Машинную школу БФ с дипломом авиамеханика № 1640 и направляется под Петроград в Красное Село в школу воздушного боя.
В 1920 году окончил военную школу морских лётчиков в Самаре (1920).
В 1929 году завершил обучение в Военно-воздушной академии Рабоче-крестьянской Красной Армии имени профессора Н. Е. Жуковского.
В 1923—1925 — морской лётчик-инструктор 1-го класса Севастопольской школы морской авиации.
В 1929—1940 годах работал лётчиком-испытателем в Научно-исследовательском институте военно-воздушных сил, в 1939—1940 был заместителем начальника института. Проводил государственные испытания самолётов Н. Н. Поликарпова и А. Н. Туполева, летал на 137 типах самолётов.
В 1940—1941 — начальник Центрального аэрогидродинамического института.
В 1941 — заместитель командующего ВВС Рабоче-крестьянской Красной Армии.
В 1942—1947 — начальник Научно-исследовательского института гражданского воздушного флота, в 1947—1951 — начальник Лётно-исследовательского института.
С 1952 года по 1963 год являлся ректором Московского физико-технического института.
Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.