Иван Голиков родился в Москве в семье потомственного художника-иконописца с трёхвековой художественной преемственностью Ивана Михайловича Голикова. Когда ему было 7 лет семья переехала в Палех, спасаясь от страшного голода, который начался в Москве. В десятилетнем возрасте он был отдан на обучение иконописному делу в известную в Палехе мастерскую братьев Сафоновых. В 1900 году, обучившись приёмам доличного письма, Иван Голиков отправился в Петербург, а затем в Москву для работы в иконописных мастерских. Отец скончался, когда Ивану исполнилось 14 лет, он остался старшим в семье. Юноше пришлось работать, не покладая рук — он занимался реставрацией живописи, росписью церквей и монастырей. Его специализацией было доличное письмо, то есть, художник писал на иконах одежды. Расписывал церковь Святоозерского монастыря от мастерской М. Л. Парилова в 1907 году и церкви в Казани. Оставил крупицы своей работы в Новодевичьем монастыре, Грановитой палате, в московских и питерских храмах. Работая в Петербурге, он некоторое время посещал рисовальные классы училища барона Штиглица. В 1907—11 годах Иван Голиков проходил воинскую службу, в 1911—14 годах работал в мастерской Н. М. Сафонова в Палехе, и расписывал церковь в Казани. В 1914—17 годах ушёл на фронт Первой мировой войны в составе 27 Сибирского полка, и был контужен.
После первой мировой войны и Революции 1917 года художник начинает свои самостоятельные творческие поиски. Некоторое время он работает театральным художником в Шуе, Кинешме, Иваново-Вознесенске и Костроме, создавая декорации к спектаклям «Лес», «Гроза», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Русская свадьба» и «Лекарь поневоле». В 1921 году он создал свою первую миниатюру — расписал шкатулку из папье-маше, и показал её руководству Кустарного музея. В 1922 году, работая в мастерской художника А. А. Глазунова, Иван Голиков создал целый ряд росписей на папье-маше, наметив основные черты нового искусства, и став, по сути, его отцом-основателем. К этому времени мастер смог органично синтезировать особенности трёх иконописных школ — Палехской, Строгановской и Ярославской. Манера художника заинтересовала ряд искусствоведов, среди которых был его дальний родственник А. В. Бакушинский, оказавший содействие в организации артели по производству расписных шкатулок из папье-маше. 4-5 декабря 1924 года была создана «Артель древней живописи», костяк которой составили бывшие иконописцы. В том же 1924 году работы палехских мастеров — И. И. Голикова, И. М. Баканова, И. В. Маркичева и А. В. Котухина были показаны на XIV Международной художественной выставке в Венеции, вызвав большой интерес. В следующем, 1925 году «Артель древней живописи» получила Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже. После Парижа были успехи в Милане, Вене и Берлине.
Иван Голиков расписал множество лакированных изделий — от крупных ларцов, до миниатюрных бисерниц. Все его работы являют собой образец тончайшего письма, превосходных композиционных решений, и необычного подхода к былинным и литературным сюжетам. Многие из них он брал непосредственно из самой жизни; Голиков говорил: «Выхожу на улицу, наблюдаю за природой вечера, прежде чем начать писать картину, сначала переживу, весь уйду в тот мир, который нужно изображать …»
Тематика произведений: история, фольклор, литература, сельские мотивы, современная, революционная, битвы, тройки, орнаментальные мотивы («Адам в Раю», «Бесы», «Битва», «Борис Годунов», «Гулянье в лесу», «Гармонист», «Гадание на Ивана Купалу», «Герб СССР», «Дядюшка Яков», «Жнитво», «Звери», «Игра в шашки», «Карусель», «Коромысловая башня», «Лоэнгрин», «Масленица», «Наполеон», «Орнаменты», «Пахота на волах», «Петухи», «Пожар», «Слово о полку Игореве», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Степан Разин», «Ромео и Джульетта», «Тройка красных коней», «Хоровод» и другие).
Вершиной его творчества считаются миниатюры, созданные в 1932—33 годах для подарочного издания «Слова о полку Игореве», вышедшего в 1934 году в издательстве Academia. Первоначально работу хотели поручить разным художникам, но писатель А. М. Горький настоял, чтобы все миниатюры были выполнены одним Голиковым. Эти миниатюры впоследствии переиздавались два раза, а Ивану Голикову в 1935 году было присвоено звание заслуженного деятеля искусств России.
Для его работ характерна смесь реальности со сказочной фантазией: на былинной красной тройке по заснеженному пейзажу у него может ехать не сказочный персонаж, а красноармеец в будёновке. Манеру отца переняли двое его сыновей, ставших палехскими мастерами лаковой живописи — Георгий Иванович (1920—1941) и Николай Иванович Голиковы (1924-2011). Художником стал также его внук Юрий Николаевич Голиков.
Художник скончался в 1937 году после тяжелой болезни. В центре Палеха Ивану Голикову установлен памятник. Именем художника также названа одна из улиц Палеха, а в 1968 году в Палехе открылся дом-музей Голикова.
Произведения И. И. Голикова хранятся в Государственном Музее Палехского Искусства, Государственном Русском Музее, Государственной Третьяковской Галерее, Всероссийском Музее Декоративно-Прикладного и Народного Искусства, Музее народного искусства НИИ художественной промышленности, Государственном историко-художественном музее-заповеднике г. Сергиев Посад, Вятском ОХМ, Ивановском ОХМ, Иркутском ОХМ, Нижегородском государственном художественном музее, Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике, Киевском музее русского искусства, Государственном художественном музее Белоруссии, Всероссийском музее А. С. Пушкина «Мойка 12», Государственном музее А. М. Горького.
И в лихом разгоне,
Сквозь бесовский визг,
Голикова кони
Над судьбой взвились.
(Ефим Вихрев)
Из воспоминаний поэта Ефима Вихрева о Иване Голикове: «В момент организации – в 1924 году – палехская Артель древней живописи насчитывала всего 7 человек. К концу 1932 года она насчитывает в своих рядах: 100 членов, 50 кандидатов, 50 учеников. Среди этих двухсот человек есть десять художников с мировыми именами – лучшие из лучших, первое поколение художественного Палеха. В числе этих десяти есть три Ивана – Баканов, Вакуров, Голиков, - о которых сказано Николаем Зиновьевым, одним из десяти: «…Каждый из них (Баканов, Вакуров, Голиков) создаёт своей работой как бы самостоятельную школу, особое направление».
Итак: 200 – всего, половина – зрелых, 10 – лучших, 3 – наилучших.
Но есть обстоятельства, и есть причины, которые заставляют отвести Голикову совсем особое место, вне связи с другими. Короче говоря: имеется налицо определённое художественное явление современности – Палех. Имеется налицо определённое художественное явление современности – Иван Голиков.
Какая же взаимозависимость этих двух явлений? Что представляет собой Иван Голиков как один из представителей палехского возрождения? Наконец, что роднит его с Палехом и что отличает его от Палеха?
Каждый художник – в рамках палехской школы – имеет своё строго определившееся лицо, о каждом следует говорить как о самостоятельном и цельном художнике. Но сходства между палешанами больше, чем разницы.
Об Иване Голикове можно сказать, наоборот: между ним и любым из палешан больше различия, чем сходства.
Это замечание верно, как верно и то, что Пушкин больше, чем реалист, Блок больше, чем символист, а Маяковский больше, чем футурист. Большое дарование никогда не умещается в рамках художественной школы. Это же можно сказать и о Голикове.
Чаще произведения Голикова не являются строгими образцами палехской школы.
Любого из палешан можно проанализировать до конца со всех точек зрения: тематической, колористической, композиционной, идейной. Иван же Голиков такому анализу не поддаётся, ибо он – стихия.
Иван Голиков – это не только гордость Палеха, Иван Голиков – это одно из народных богатств и лучших гордостей России».
Парочки (1925)
Пахарь (1929)
Битва (1927)
Тройка (1925)