27 июня 1955 года в Париже родилась девочка, которую назвали Изабель Ясмин. Ее отец, эмигрант из Алжира Мохаммед Шериф Аджани, был хозяином крошечной авторемонтной мастерской, а мать, Августа Аджани, немка по происхождению, вела домашнее хозяйство. Дохода от мастерской едва хватало на жизнь, и о собственном жилье семья Аджани даже не мечтала, довольствуясь квартирой на северной парижской окраине, полученной от органов социального обеспечения. Изабель росла в более чем скромной обстановке, когда покупка нового платья считалась настоящим праздником. Но девочка принимала такую жизнь как данность и, рано начав читать, воображала себя принцессой из сказок или героиней любовных романов.
В двенадцать лет Изабель стала играть в школьном театре, а еще через год Бернар Тублан-Мишель, режиссер, искавший героиню для своего детского фильма, предложил ей пройти кинопробу. Фильм «Маленький угольщик», в котором Изабель Аджани сыграла свою первую роль, появился на экранах в 1969 году. Это был удачный старт, но Изабель восприняла съемки не как начало карьеры, а как приработок, и мечтала об университете и профессии психолога. Однако уже через два года она снялась в картине Нины Компанеец «Фаустин и прекрасное лето». Следующей работой Изабель стал образ Аньес в телеспектакле Раймона Руло «Школа жен».
Еще до выхода «Школы жен» юную актрису заметил Робер Оссейн, известный режиссер. По его приглашению она приехала в Реймс, где сыграла в пьесе «Дом Бернарды Альбы», поставленной в Национальном театре имени Гарсиа Лорки. После этой роли об Изабель Аджани с восхищением заговорили в театральных кругах, что привлекло к девушке внимание Жан-Поля Руссийона, планировавшего ставить «Школу жен». Так Изабель, не имевшая никакого сценического образования, оказалась в труппе одного из знаменитейших французских театров – «Комеди Франсез».
В 1974 году актриса получила роль в фильме «Пощечина» Клода Пиното. Вскоре она стала лауреатом премии «Сюзан Бланше», а директор «Комеди Франсез» предложил новой звезде контракт на двадцать лет – и получил отказ. Это был беспрецедентный поступок со стороны девятнадцатилетней актрисы, но объяснялся он достаточно просто: Изабель твердо решила сыграть в фильме «История Адели Г.» режиссера Франсуа Трюффо. Директору «Комеди Франсез» она мотивировала свое решение тем, что ей очень понравился предложенный сценарий. Выбор между театром и кино оказался верным: роль дочери Гюго, которая сошла с ума из-за несчастной любви, принесла Изабель Аджани всемирную славу. Фотографии Изабель украсили обложки журналов, что, кстати, вовсе не гарантировало наличия в журнале ее интервью.
В 1976 году появилось сразу два фильма с участием Изабель – криминальная картина «Барокко» Андре Тешине и мистический «Жилец» Романа Поланского. С Андре Тешине актриса работала и в 1979 году, исполнив роль Эмили Бронте в «Сестрах Бронте». В 1978 году она снялась вместе с Клаусом Кински, в фильме ужасов «Носферату – призрак ночи» по Брему Стокеру (режиссер Вернер Херцог).
Изабель Аджани не было еще и двадцати пяти лет – а очарование, природный интеллект и особое воздействие на зрителя сделали ее самой яркой звездой французского кино. Этому сиянию изрядно способствовала и загадочность актрисы, ведь она полностью игнорировала прессу – да и вообще мало кого допускала в свою личную жизнь. Не существовало ни единого снимка, где Изабель хотя бы шла под руку с мужчиной. Потому беременность актрисы оказалась для ее поклонников большой неожиданностью. Отцом мальчика Барнаби, родившегося в 1980 году, был фламандец Бруно Нюиттен, кинооператор и режиссер, но и от него журналисты не добились никаких комментариев по поводу отношений с Изабель.
Рождение сына не прервало звездной карьеры. Уже в 1981 году зрители увидели Изабель Аджани сразу в двух фильмах – Одержимая бесом» (режиссер Анджей Жулавски) и «Квартет» (режиссер Джеймс Айвори). За роль Анны в «Одержимой» актриса получила премию «Сезар», а за образ Марии Зелли в «Квартете» удостоилась премии кинофестиваля в Каннах в номинации «лучшая актриса». Второго «Сезара» Изабель вручили в 1983 году за роль Элианы в эротическом фильме Жана Беккера «Убийственное лето», созданном по книге Себастьяна Жапризо.
В 1984 году актриса записала альбом с песнями на музыку Сержа Гинсбура. По одной из этих песен снял видеоклип американец Люк Бессон, тогда еще начинавший свою режиссерскую карьеру. Изабель согласилась на его предложение и сыграла Хелен, главную героиню фильма «Подземка», появившемся на экранах в 1985 году. В этой криминальной драме ее партнерами были Кристофер Ламберт и Ришар Боринже.
В 1987 году вышла приключенческая картина «Иштар», где актриса сыграла Ширру Ассель. Зрители наслаждались игрой Дастина Хоффмана, Уоренна Битти и Изабель Арджани, а сама Изабель в это время уже работала на съемочной площадке с Бруно Нюиттеном, снимавшем «Камиллу Клодель». Фильм принес его создателям невероятный успех и выдвижение в 1989 году на премию «Оскар», а исполнительнице главной роли – очередного «Сезара» и вновь вспыхнувший интерес к ее личной жизни. Неудивительно – ведь партнером Изабель стал сам Жерар Депардье, покоритель множества женских сердец. Много позже Депардье напишет в своих мемуарах, что ему не встречалось женщин, похожих на Изабель, и он мечтал соблазнить эту «самовлюбленную и трезвомыслящую красавицу». Однако всеми ожидаемого романа так и не случилось.
И все же фильм «Камилла Клодель» явился причиной огромных перемен в личной жизни Изабель. «Оскара» она не получила, но на церемонии его вручения познакомилась с одним из триумфаторов – Дэниэлом Дэй-Льюисом, английским актером, ставшим обладателем заветной статуэтки за роль в картине «Моя левая нога». Изабель и Дэниэл оказались за одним столиком на банкете, проговорили ночь напролет, и вместо Парижа актриса отправилась в Лондон, где провела целых пять лет.
Этот роман стал настоящей психологической драмой – из числа тех, в которых так любила играть Изабель. Дэниэл жил на пределе своих душевных возможностей, но это актриса заметила далеко не сразу. Строила планы, собиралась замуж, а тем временем человек, которого она любила, не только подходил все ближе к нервному срыву, но и не прекращал многочисленных амурных похождений. В 1994 году он возомнил на спектакле, что видит перед собой не тень отца датского принца, а тень собственного отца, и принялся объясняться с ней прямо на сцене. Спектакль прервали, актера отправили в больницу, и едва ли не в тот же день газеты опубликовали фотографии Дэниэла и Джулии Робертс, а также привели список других его любовниц, одна из которых даже пыталась покончить жизнь самоубийством. Шокированная Изабель уехала во Францию – правда, не страдать, а сниматься в фильме «Королева Марго» (режиссер Патрис Шеро). Дэниэл явился к ней через месяц, клялся в любви, уверял, что хочет детей, и Изабель решила, что должна помочь любимому в его «искреннем» желании измениться. Разумеется, никаких перемен не произошло, и, наконец, застав Дэниэла в чужой постели, Изабель поняла, что драма превратилась в банальный фарс. На тот момент она была беременна и уехала рожать в Нью-Йорк, подальше от европейских папарацци. Сына Изабель назвала Гэбриел-Кэйн.
После рождения Гэбриела актриса поселилась в Швейцарии, где купила дом и несколько лет занималась почти исключительно своими детьми. За эти годы вышло только четыре фильма с ее участием.
«Сто и одна ночь Симона Синема» появился еще в 1995 году. Этот великолепный фильм был создан режиссером Аньесом Вардой в честь столетнего юбилея французского кинематографа, а Изабель Арджани сыграла в нем саму себя. В 1996 году увидел свет римейк картины 1955 года «Дьяволицы», потрясший психику зрителей не только своей жуткой атмосферой, но и великолепной игрой Изабель Аджани и Шэрон Стоун. Следующим появлением французской кинозвезды на экране стала роль в фильме «Папарацци» 1998 года. Еще через год Изабель снялась в биографической драме Вернера Херцога «Мой дорогой враг – Клаус Кински».
В 2000 году актриса вернулась на сцену, сыграв Маргариту Готье в спектакле «Дама с камелиями». Примерно в то же время у Изабель случился очередной роман – на сей раз с Жан-Мишелем Жаром, знаменитым французским композитором. Но до свадьбы снова не дошло по все той же причине неверности жениха.
Изабель, будучи очень востребованной актрисой, имела возможность выбирать роли и руководствовалась только одним критерием выбора: сумеет ли она передать внутренний мир своей героини, неважно – реальной или придуманной сценаристом. Яркость чувств, поразительное обаяние и сила духа – вот что отличает образы, созданные Изабель Аджани на экране. Скучные, шаблонные проекты актрису не интересовали. В 2001 году она сыграла вместе с Сэмми Фреем в драме Летиции Масон «Раскаяние», в очередной раз изумив зрителей своим блестящим талантом. Не менее хорошо был принят фильм 2003 года «Мсье Ибрагим и цветы Корана» с участием Изабель. Военная трагикомедия «Счастливого пути», вышедшая в том же году, тоже оказалась весьма любопытной работой для актрисы, исполнившей главную роль – Вивиан Денвер. Здесь партнером Изабель снова стал Жерар Депардье, и вместе они показали зрителям дружбу и любовь, верность и предательство, политические игры и животную страсть, свободу и войну.
Далее последовал небольшой перерыв, но в 2006 году актриса вернулась на подмостки театра, сыграв главную роль в спектакле «Мария Стюарт, последняя ночь» (пьеса Вольфганга Хильдесхаймера) на сцене театра «Мариньи».
В 2007 году Изабель появилась и на экранах – в фильме «У каждого свое кино», затронувшем очень современную для французов проблему иммигрантов арабского происхождения. Через год вышла картина «Последний урок» (режиссер Жан-Поль Лилиенфельд) – психологическая драма о взаимоотношениях учеников и учителя. За роль Сони Бергерак Изабель Аджани снова стала лауреатом премии «Сезар».
В 2008 году в Москве и в Париже проводилась выставка фотографий, иллюстрировавших роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Художник Жан-Даниэль Khmt представил на ней проект, в котором Изабель Аджани исполнила роль Маргариты.
В 2010 году на Берлинском международном кинофестивале публике был представлен фильм «Мамонт», где Изабель в очередной раз работала вместе с Жераром Депардье.
Говоря о невероятных успехах Изабель Аджани на театральной сцене и в кинематографе, журналисты часто обсуждают и ее секрет красоты. Однако сама актриса постоянно повторяет, что ее прекрасная физическая форма – заслуга исключительно природы, а не косметики или пластической хирургии. Это заявление не совсем соответствует тому факту, что Изабель – почетный клиент парфюмерного торгового дома «Yeves Saint Laurant», славящегося своей удивительной косметикой. Но косметика для женщины, тем более для актрисы, – святое, и Изабель часто шутит, что ей хочется попросить прощения за неувядаемую молодость.
Ее последние кинороли удивляют поклонников, но в ответ на это удивление Изабель Аджани говорит, что решила делать только то, что нравится ей самой, и не беспокоиться о том, чего от нее ждут, – потому что заслужила право выбора, и право это давно и дорого оплачено.