Популярные
На фото Каравак, Луи

Каравак, Луи

французский живописец, переселившийся при Петре Великом в 1717 в Россию и ставший придворным художником, один из наиболее значимых представителей россики
Биография

Биография

Родился в Марселе, в гасконской семье художника-декоратора, специализировавшегося на росписи кораблей. Пошёл по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер. Брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа. В 1715 г. в Париже своими портретами привлек внимание Лефорта, с которым заключил контракт о работе в России на три года.

С 1716 года проживал в России. Состоял в ведомстве Канцелярии от строений с 1718 года, где имел русских учеников. До этого числился в Петербургской губернской канцелярии. В 1722 году он сопровождал Петра I в Астрахань, где написал его портрет (известен по гравюрам). В это царствование получал 500 рублей в год.

Жил на Васильевском острове вблизи дворца Меншикова, в собственном доме, подаренном ему в 1722 Петром I. Также жил в Москве.

При Анне Иоановне был назначен «придворным первым живописного дела мастером» (сперва с окладом 1500 рублей, потом – 2000 рублей в год), исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. В качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне, и при Елизавете Петровне. Стал автором официального «апробированного» изображения Елизаветы в качестве новой императрицы. В мае 1743 года ему был поручен ответственный заказ — исполнить четырнадцать (или восемь) портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей. Участвовал в оформлении и её коронации.

Похоронен на кладбище Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге

Творчество

Портреты

Был придворным художником, автор многочисленных барочных портретов, «хотя и вялых по рисунку, но нарядных по колориту»; написал несколько портретов Петра Великого, с которых сохранились гравюры; портреты царевен, Екатерины I, Анны Петровны и Елизаветы Петровны и др.

Художник он был, как пишут современники, не выдающийся, но, по отзыву Штелина, портреты его отличались необыкновенным сходством. Наиболее приятными являются его портреты детей; особо выделяются портреты Елизаветы и Петра Петровичей, чьи маленькие детские тела написаны обнаженными в позах античных богов по традициям XVIII века, поклонявшегося античности.

  • «Портрет императора Петра I» (1717, ГРМ)
  • «Портрет императора Петра I» (1720-е, Президиум АН, Москва)
  • «Петр I» (на фоне моря с союзными кораблями; 1716 (?), Центральный военно-морской музей, Петербург) (?)
  • «Портрет Екатерины I в пеньюаре», ГРМ

дети Петра:

  • «Портрет цесаревен Анны и Елизаветы Петровны», 1717, ГРМ
  • «Портрет царевны Елизаветы Петровны ребенком», 2-я пол. 1710-х гг., ГРМ — будущая императрица изображена обнаженной, в позе античной богини
  • «Портрет царевича Петра Петровича в образе Купидона», 1716, Эрмитаж
  • «Портрет цесаревны Натальи Петровны», 1722, ГРМ
  • «Портрет царевны Анны Петровны», 1725, ГТГ
  • «Портрет царевны Анны Петровны», музей Тропинина
  • «Портрет Елизаветы Петровны в мужском костюме»
  • «Портрет мальчика в охотничьем костюме» (Предположительно Петр II или Елизавета Петровна)

внуки Петра:

  • «Петр Алексеевич и его сестра Наталья Алексеевна в виде Аполлона и Дианы», 1722, ГРМ

прочее:

  • «Портрет императрицы Анны Иоанновны», 1730

Батальный жанр и иконопись

Работал и в батальном жанре (эпизоды Северной войны: «Полтавская баталия» (1718), «Взятие Шлиссельбурга» (1721), и др.; ряд картин батального жанра для дворца Екатерины I в Летнем саду.

  • «Полтавская баталия», 1718, Эрмитаж

Иконопись: один из первых иностранных художников, писавших иконы для православных церквей (церковь Зимнего дворца, 1725; Исакиевская церковь, 1725; Рождества Богородицы на Невском, 1747) — уже по заказу императрицы Елизаветы.

Декоративные работы

Декоративные работы: плафоны для царских резиденций, росписи, картоны для шпалер, рисунки для вышивок, а также для памятных медалей и монет (медаль на погребение императрицы Анны Иоанновны (1740, сер. рубль с портретом Иоанна VI Антоновича, 1740 и 1741). Украшал временные триумфальные арки, составлял проекты праздников. Из этой категории произведений Каравака сохранилось очень мало, преимущественно в рокайльной манере:

  • часть росписей плафона Западной галереи Монплезира (Петергоф)
  • декоративная живопись шатрового плафона Вольера-Птичника (Петергоф)

Школа Каравака

В числе его учеников были Иван Вишняков, Андрей Антропов, М. А. Захаров. Он впервые в России организовал, по образцу иностранных академий, учебное рисование обнаженной натуры и копирование образцов старых мастеров.

Галерея

Интересные факты

  • В 2007 году портрет императрицы Анны Иоанновны, выполненный неизвестным мастером XVIII в. по работе Каравака, оценивался на немецком аукционе в 60.000-70.000 евро.
Поделиться: