Популярные

Клеман Маро

французский поэт эпохи Ренессанса, видный гуманист
Биография

Биография

Сын поэта Жана Маро, входившего в состав группы великих риториков. Возможно, между 1510 и 1515 годами слушал лекции в Орлеанском университете. Поступил на службу в качестве пажа к секретарю финансов Никола де Нёвилю. С 1519 состоял на службе у Маргариты Наваррской (по рекомендации её брата, короля Франциска I), где сблизился с реформационным движением. В 1525 году участвовал в битве при Павии, был ранен и попал в плен; по возвращении во Францию, в период итальянского пленения короля (весна 1526) Маро был заключен в парижскую тюрьму Шатле за приверженность еретическим взглядам на основании доноса (якобы Маро похвалялся тем, что ел сало во время Великого поста). После возвращения монарха вновь обрёл свободу и высочайшее расположение и назначен королевским камердинером. В октябре 1527 снова арестован, помещён в тюрьму Консьержери; третий арест относится к марту 1532 (вновь за нарушение поста). В 1533, во время пребывания Франциска I в Лионе, знакомится с Франсуа Рабле. После усиления преследований протестантов в 1534 (Дело о листовках) бежал в Италию; с апреля 1535 по июль 1536 служил секретарём у Рене Французской в Ферраре. Затем перебрался в Венецию; воспользовавшись королевской амнистией, устремился в Лион, где в начале 1537 публично отрекся от ереси. Вместе с Бонавентюром Деперье сопровождает королеву в её путешествиях. Осенью 1542 после издания нового королевского эдикта против еретиков и занесения четырех произведений Маро в проскрипционный список поэт навсегда покидает Францию и в декабре прибывает в Женеву. Здесь он пользуется поддержкой Жана Кальвина, однако материальные затруднения заставляют его к концу 1543 года отправиться искать пристанище у друзей, сначала в окрестностях Анси, затем в Бельгарде (близ Шамбери). Надеясь вернуться на родину, он присоединяется к французским войскам в Пьемонте. Внезапная смерть сразила его в Турине.

Творчество

Первые стихотворные опыты Маро — в том числе вольный перевод первой из «Буколик» Вергилия — были созданы под влиянием знакомства с поэтом Жаном Лемером де Бельжем в 1512 году. Среди ранних сочинений Маро — поэма в традиции «Романа о Розе» (Маро была приписана опубликованная в 1526 году версия «Романа о Розе», однако окончательно вопрос об авторстве этой версии так и не решён) и «Искусства любви» Овидия «Храм Купидона» (Le Temple de Cupido, 1514). Пребывание в темнице отражено в поэме «Ад» (L'Enfer), представляющей собой язвительную сатиру на судопроизводство. Особую склонность Маро питал к жанру стихотворного послания; первое из них — «Малое послание Королю» (Petite Epistre au Roi, около 1518) — встретило у адресата благосклонный приём и способствовало карьере поэта. В 1526 году Маро опубликовал сникавший большой успех у публики сборник своих ранних стихов под названием «Отрочество Клемана» (L'adolescence clementine), затем — в 1533 или 1534 — его продолжение (Suite de l'adolescence clementine), а также перевод первой книги «Метаморфоз» Овидия. Не исключено, что Маро был причастен к написанию насыщенной протестантскими мотивами поэмы Маргариты Наваррской «Зерцало грешной души». Исключительное жанровое многообразие — важная особенность поэзии Маро.


Галантные стихи

.

Переводы псалмов

С 1538 г. Маро переводит псалмы Давида, которым суждена была самая долгая жизнь, ибо они стали боевой песней гугенотов. По словам автора диссертации о творчестве поэта, известного российского филолога В.Ф. Шишмарёва,

Однако в конце 1542 года Сорбонна издала Индекс запрещённых книг, куда вошли и переведённые Маро псалмы.

Издание сочинений Вийона

Маро высоко ценил поэзию Франсуа Вийона и в 1533 году подготовил переиздание его поэтического наследия . Влияние автора «Баллады повешенных» просматривается в творчестве Маро. Буало в своём трактате «Поэтическое искусство» представляет Маро как преемника Вийона:

Посмертная судьба

Несмотря на презрительное отношение к поэзии Маро участников Плеяды, её слава не угасала на протяжении двух столетий, что можно считать уникальным случаем для поэта французского Возрождения. Как указывает профессор Франк Лестренган,

Эпиграмма Маро в переводе Пушкина

Интересные факты

  • Долгое время считалось, что именно Клеман Маро в начале 1530-х годов первым ввёл жанр сонета во французскую поэзию. Однако в настоящее время исследователи склонны полагать, что пальму первенства следует разделить между Маро и Мелленом де Сен-Желе .
  • Во введении к опубликованному в 1731 году тому сочинений Маро аббат Лангле-Дюфренуа высказал предположение, что Маро был любовником Дианы де Пуатье и что именно она по личным причинам донесла на поэта в 1526 году. Однако большинство исследователей отвергают эту версию, равно как и тезис относительно о близости поэта с Маргаритой Наваррской .
  • По мнению французского филолога XIX века Э. Жоанно, Маро является прототипом пса Гилактора, одного из персонажей четвёртого диалога сатирического сочинения Деперье «Кимвал мира». Однако современные исследователи относятся к этой версии — поддержанной автором комментария к русскому переводу «Кимвала мира» В.И. Пиковым — с большим скепсисом.
Поделиться: