Популярные
На фото Константин фон Тишендорф

Константин фон Тишендорф

немецкий теолог и исследователь Библии
Биография

Биография

Родился в семье врача. Окончил Лейпцигский университет, где специализировался по древним языкам и теологии. Ещё во время обучения задумал восстановить наиболее древний текст Нового Завета.

В 1840 году отправился в Париж, где ему удалось разобрать Ефремов кодекс (Codex Ephraemi Syri rescriptus). Затем он посетил Англию, Голландию, Швейцарию, Италию. Затем Тишендорф решил не ограничиваться в своих поисках европейскими библиотеками и при финансовой поддержке министерства просвещения Саксонии отправился в Египет, где в Каире узнал о том, что монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове обладает коллекцией древних пергаментов. Учёный преодолел Нитрийскую пустыню, однако первоначально его появление вызвало подозрение у насельников монастыря. Тем не менее, он сумел найти с ними общий язык, в результате чего был допущен в монастырь. Там практически случайно в корзине для ветхих рукописей он нашёл несколько листов со списком Септуагинты, которые монахи разрешили ему взять для исследования. В итоге он вернулся с ценным собранием греческих, сирийских, коптских, арабских и других рукописей. Важнейшим среди них оказался пергамент древнего греческого евангельского кодекса (Codex Friderico-Aug?stanus), который оказался впоследствии частью Синайского кодекса (Codex Sinaiticus). С 1844 года был профессором в Лейпциге, с 1859 года — на кафедре библейской палеографии, которая была создана для него.

В 1853 году Тишендорф предпринял второе путешествие на Восток, в том числе в Египет и на Синай. В этой поездке он попытался приобрести оставшиеся части кодекса, но получил отказ. Тогда учёный обратился за помощью к русскому правительству и приехал в монастырь уже как представитель российского императора, покровительствовавшего обители. В итоге он нашёл почти полный кодекс, содержавший большую часть Ветхого Завета, полный Новый Завет, послание Варнавы и Пастырь Гермы. В 1859 году он привёз рукопись, известную ныне как Синайский кодекс, в Петербург. Она была издана осенью 1862 году к юбилею 1000-летия русского государства. Два издания Нового Завета последовали за ней в (1863 и 1864) годах. Поднесение кодекса императору Александру II состоялось в 1869 году. Тогда же Тишендорф получил потомственное русское дворянство. Помимо этого Тишендорф получил поздравления от многих европейских монархов и римского папы.

Синайский кодекс и по настоящее время представляет собой один из ценнейших документов для изучения Библии.

Труды

В богословии Тишендорф отличался крайним консерватизмом при обсуждении библейских вопросов. Например, его перу принадлежит полемическая работа «Когда были написаны наши Евангелия?» (Лейпциг, 1865) переведённая на многие языки.

Большая часть научных работ Тишендорфа относится к текстологии греческого Нового и Ветхого Завета. Сюда принадлежат входящие в состав библиотеки христианских рукописей издания «Codex Ephraemi Syri» (Лейпциг, 1843, 2 издание 1845), «Codex Friderico-Augustanus» (ib., 1846), «Monumenta sacra inedita» (ib., 1846), «Evangelium Palatinum ineditum» (ib., 1847); «Codex Amiatinus» (ib., 1850, 2 изд., 1854), «Codex Claromontanus» (ib., 1852), «Novum Testamentum Vaticanum» (ib., 1867), «Appendix codicum celeberrimorum Sinaitici Vaticani Alexandrini» (ib., 1867), «Monumenta sacra inedita, nova collectio» (рассчитано на 9 томов, вышли т. 1-6 и прилож., ib., 1855-70), «Anecdota sacra et profana» (Лейпциг, 1855, 2 издание 1861) «Notitia editionis codicis bibliorum Sinaitici etc.» (ib., 1860).

Греческий Новый Завет Тишендорфа 3 раза издавался в Париже (1842), 22 раза в Лейпциге (1841-75). Наиболее критически обработанное издание («editio VIII, critica major») появилось в 1872 году. В «Novum Testamentum triglottum» он дважды сличил с греческим текстом латинский текст Иеронима и немецкий текст Лютера по оригинальным изданиям (Лейпциг, 1854; 2 издание 1865). Немецкий и латинский тексты появились отдельно в печати. К этим изданиям Нового Завета присоединилась критическая «Synopsis evangelica» (5 издание, Лейпциг, 1884). Результатом трудов Тишендорфа над Септуагинтой явилось его издание данного текста (Лейпциг, 1850, 7 издание, 1887), снабженное обширным критическим аппаратом. Большое значение имеют также исследования Тишендорфа в области апокрифов: «De evangeliorum apocryphorum origini et usu» (Лейден, 1851), «Acta apostolorum apocrypha» (Лейпциг, 1851), «Evangelia apocrypha» (ib., 1853, 2 издание, 1876), «Apocalypses apocryphae» (ib., 1866). Интересны и описания двух путешествий Тишендорфа: «Reise in den Orient» (Лейпциг, 1845—1856) и «Aus dem Heiligen Lande» (ib., 1862).

Высочайшим Его Императорского Величества повелением, предложенным министром юстиции Правительствующему Сенату 27 мая 1869 года, ординарный профессор лейпцигского университета Константин Тишендорф, Всемилостивейше пожалован 25 апреля 1869 года в Российское потомственное дворянство, в ознаменование высоких его заслуг на поприще науки и в выражение особенного Монаршего Его Величества благоволения, по изданию в свет Синайской библейской рукописи.

Поделиться: