Лариса Андреевна Гузеева появилась на свет в селе Буртинское под Оренбургом, 23 мая 1959 года. Родного отца она никогда не видела, а мать и отчим считали, что девочка должна расти в строгости. Строгое воспитание усугублялось и тем, что Альбина Андреевна преподавала историю в школе. В этой же школе училась и ее дочь, а потому о любых проступках девочки мама узнавала мгновенно. Неудивительно, что Лариса ненавидела школу и всеми силами сопротивлялась установленным порядкам – красилась, носила мини-юбки, рано начала курить. Правда, все это она делала не только в пику родителям, но и чтобы привлечь внимание мальчиков.
Мама Ларисы очень неплохо шила, и девочка одевалась лучше многих сверстниц, но к собственному горю обладала стройной, тонкой фигурой, а на Урале было принято ценить пышные женские формы. Мальчик, в которого Лариса влюбилась в четырнадцать лет, не оценил ни ее симпатичного лица, ни модной одежды, и потому первое чувство обернулось для нее большим разочарованием. Проблем прибавило и рождение младшего брата – Лариса считала, что малыш отнял у нее внимание матери. Однажды она даже собрала всю одежду братишки, отдала ее цыганам и сама собралась уходить к ним в табор – но из этого побега, по счастью, ничего не вышло.
Любопытно, что при всех детских неудачах и горестях комплексов неполноценности у Ларисы не имелось. Она всегда считала себя умницей и красавицей, и в этом убеждении ее поддерживала мама. А вот будущая профессия дочери Альбину Андреевну не слишком волновала – по ее мнению, главным для девочки было получить высшее образование и удачно выйти замуж. Сама же Лариса с детства мечтала о сцене. Она постоянно кого-нибудь изображала и не сомневалась в своем актерском даровании. Поэтому после окончания школы девушка поехала поступать в театральный вуз.
Вместе с ней в ЛГИТМИК подавала документы целая толпа таких же длинноволосых и стройных барышень. Быть одной среди многих Ларисе совсем не хотелось, и она выделилась из толпы абитуриенток очень простым способом: явилась на экзамены остриженной наголо. И все студенческие годы продолжала проявлять неординарность. С однокурсниками Лариса не дружила, общалась с культурным «авангардом» столицы, хипповала, подрабатывала в качестве модели, а свободное время проводила в знаменитом «Сайгоне» – излюбленном кафе ленинградской богемы. Некоторое время она встречалась с Сергеем Курехиным, который тогда играл в группе «Аквариум».
Распределили Ларису Гузееву в Оренбургский театр, но там она не проработала ни одного дня. В 1982 году выпускницу театрального института порекомендовали Эльдару Рязанову, приступавшему к съемкам «Жестокого романса». Приехавшую на пробы Ларису было невозможно представить в роли провинциальной бесприданницы из XIX века – сандалии, обрезанные джинсы, разноцветные ногти и папироса во рту. Ничего общего она не имела со своей будущей героиней и в характере – двадцатитрехлетняя Гузеева, давно забывшая о горестях первой любви, не умела ни страдать, ни изображать страдания. По ее словам, режиссер утвердил ее на роль Ларисы Огудаловой просто потому, что внешность актрисы совпала с его представлением о героине.
Фильм «Жестокий романс» вышел на экраны в 1984 году и принес славу и своим создателям, и актерскому составу. Огромную известность получила и дебютантка Гузеева, сумевшая не затеряться на фоне уже состоявшихся актеров Алисы Фрейндлих, Андрея Мягкова, Никиты Михалкова, Алексея Петренко. Казалось бы, теперь Ларисе открылась дорога в «большое кино» – но эти ожидания не оправдались. Предложений сниматься она получала немало, но приглашать актрису на «звездные» роли никто не торопился. Сейчас Лариса Андреевна с сожалением вспоминает, что не раз сама отказывалась от хороших сценариев – к примеру, пожертвовала съемками в классическом фильме «Накануне» ради картины «Соперницы» (1985 год), по мнению актрисы получившейся просто чудовищной.
Именно на съемочной площадке «Соперниц» Лариса познакомилась со своим первым мужем. Илья работал ассистентом режиссера, Лариса играла главную роль Наташи Озерниковой – настоящий служебный роман. Брак продлился восемь лет, и эти годы стали самыми драматическими в жизни Ларисы из-за того, что муж оказался наркоманом. Он умер от передозировки, оставив Ларису измученной и несчастной.
Но время, как известно, лучший лекарь, и в жизни актрисы появился новый мужчина. Со грузинским сценаристом Кахой Толордавой Лариса тоже встретилась во время съемок. Деликатный, внимательный, прекрасно образованный Каха не только умел красиво ухаживать, но и с легкостью справлялся с бытовыми проблемами. Вскоре на свет появился мальчик Георгий, но никакого отпуска Лариса не брала – сразу же после родов вернулась к работе.
Семейная жизнь с Кахой не сложилась – в основном, из-за различия традиций. Возможно, будь Лариса юной девушкой, она бы сумела привыкнуть и приспособиться, но на момент рождения сына ей уже исполнилось тридцать два. В 1997 году супруги расстались, хотя Георгий часто встречается с отцом.
Третьим мужем Гузеевой стал друг юности – бизнесмен и президент Российской Федерации реставраторов Игорь Бухаров. Этот брак оказался счастливым по всем параметрам, а в 2000 году у Ларисы и Игоря родилась дочка Ольга.
С кинематографической карьерой Ларисе Гузеевой, можно сказать, не повезло, хотя сама она считает, что даже один знаменитый фильм – это большое счастье в актерской биографии. Любопытно, что серьезные и действительно интересные роли Гузеева стала получать уже после сорока лет. Одна из основных ролей досталась ей в шестом фильме «Маросейки 12» («Бабье лето», режиссер Игорь Аласян), вышедшем в 2000 году. Это была первая за долгие годы главная роль Ларисы Андреевны. Кстати, здесь она играла вместе со своей близкой подругой, актрисой Верой Глаголевой.
В 2001 году вышло сразу три фильма с Гузеевой в главной роли: двухсерийная мелодрама «Наследницы» (режиссеры Эльер Ишмухамедов и Ирада Польских), драматический фильм «Не покидай меня, любовь» (режиссеры Людмила Гладунко и Борис Токарев) и трагикомедия «Сдвинутый (режиссер Александр Басов).
В 2006 году зрители тоже увидели трех главных героинь, сыгранных Ларисой Андреевной: Марию в трагикомедии Игоря Аласяна «Граффити», Инессу в шестисерийном криминальном фильме Бахтиера Худойназарова «Танкер Танго» и Ирину в мелодраме Виталия Павлова «Семейный ужин». А в 2009 году Гузеева создала образ Изабеллы в исторической картине «Анакоп» Евгения Соколова.
С 2008 года Лариса Гузеева ведет на Первом канале телепрограмму «Давай поженимся», а на конкурсе «ТЭФИ-2009» получила «Золотого Орфея» как лучшая ведущая ток-шоу. Она прежде всего актриса и совсем не психолог, а уж тем более не семейный консультант, но поклонники передачи утверждают, что Лариса Андреевна знает буквально все об отношениях между мужчиной и женщиной. Причина этому – богатый собственный опыт и умение сказать вслух все, что думаешь.
Будучи замужем за бизнесменом, можно позволить себе бросить работу. Но Лариса Гузеева считает, что главное в жизни – независимость, и висеть на шее любимого мужа не собирается. Она снимается в кино, работает на телевидении и при этом умудряется посвящать много времени своей семье. А больше всего Лариса Андреевна благодарна судьбе за своих прекрасных детей, которых она бесконечно любит.