Биография
Леонид Броневой родился 17 декабря 1928 года в Киеве в еврейской семье Соломона Иосифовича и Беллы Львовны Броневых. В детстве обучался игре на скрипке в десятилетней музыкальной школе при Киевской консерватории у известного киевского педагога, профессора Давида Соломоновича Бертье (Лифшица).
В 1941 году Броневым позволили вернуться в Киев, но началась война и они были эвакуированы в город Чимкент Казахской ССР, где Л. С. Броневой учился в средней школе и начал самостоятельно работать. Вместе родители Леонида Броневого больше никогда не жили.
В 1950 году Л. С. Броневой окончил Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского. После распределения Броневой с 1950 года работал в Магнитогорском и Оренбургском драматических театрах.
В 1953 году Леонид рискнул и поехал в Москву, где ему удалось сразу поступить на третий курс Школы-студии МХАТ (курс А. М. Карева) и окончил её в 1955 году. После окончания Школы-студии актёр снова не остался в Москве, а оказался в Грозненском драматическом театре. Затем были Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова, Государственный Воронежский академический театр драмы имени А. Кольцова.
С 1962 по 1988 год был ведущим актёром Московского драматического театра на Малой Бронной. С 1988 года — в Московском театре Ленком.
Впервые всесоюзную популярность Броневому принесла сыгранная в 45-летнем возрасте роль Мюллера в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Созданный им образ шефа гестапо — не примитивного садиста-костолома, какими часто изображали гестаповцев в советских фильмах, а нормального человека, с чувством юмора («Я старый добрый человек, ваш красавчик-шеф злее меня в тысячу раз», «Верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне — можно»), простыми манерами и не слишком щепетильным отношением к официальной идеологии («Развелось много идиотов, говорящих правильные слова»), но при этом умного, квалифицированного профессионала и опасного противника, — оказался очень ярким, запоминающимся, вызывающим уважение и даже симпатию. Многие реплики телевизионного Мюллера стали крылатыми выражениями; более всего, видимо, повезло прочно вошедшей в русский язык фразе: «Штирлиц! А Вас я попрошу остаться!».
Вторым столь же популярным персонажем Броневого стал Доктор из художественного фильма «Формула любви». Пожилой человек, умудрённый опытом, для которого в мире нет ничего неожиданного, ничего такого, что могло бы поколебать уверенность в себе и в правильности своих взглядов на жизнь. Многие фразы Доктора, произнесённые с интонацией Броневого, стали популярными в народе. Это же относится и к роли артиста эстрады Велюрова из ленты «Покровские ворота».
В последующие годы актёр сыграл ещё более двадцати ролей в кино. Последняя, на текущий момент — роль старика-актёра Журавлёва в фильме «Простые вещи», за которую он получил «Нику» в марте 2008 года.
Награды
- Заслуженный артист РСФСР (1971)
- Народный артист РСФСР (1979)
- Народный артист СССР (1987)
- Орден Трудового Красного Знамени (1982)
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1 декабря 2008, награждение состоялось 17 декабря) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (17 декабря 2003) — за большой вклад в развитие отечественного искусства
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (25 августа 1997) — за большие заслуги в развитии театрального искусства
- Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1996 года (29 мая 1997)
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1976) — за исполнение роли Мюллера в телесериале «Семнадцать мгновений весны»
- МКФ «Евразия» в Алматы (2007, Приз за лучшую мужскую роль, фильм «Простые вещи»)
- МКФ в Карловых Варах (2007, Спец. приз жюри, фильм «Простые вещи»)
- ОРКФ в Сочи "Кинотавр" (2007, Диплом «За неоценимый вклад в отечественное киноискусство», фильм «Простые вещи»)
- Премия «Ника» - (2008, Лучшая мужская роль второго плана, фильм «Простые вещи»)
Творчество
Роли в театре
- «Кремлёвские куранты» Н. Погодина — Сталин
- 1970 — «Ромео и Джульетта» Шекспира (постановка А. Эфроса) — Капулетти
- 1970 — «Сказки старого Арбата» А. Арбузова (постановка А. Эфроса) — Христофор Блохин
- 1973 — «Ситуация» В. Розова
- 1975 — «Женитьба» Н. Гоголя (постановка А. Эфроса) — Яичница
- 1977 — «Месяц в деревне» И. Тургенева (постановка А. Эфроса) — Шпигельский.
- 1984 — «Директор театра» И. Дворецкого (постановка А. Эфроса) — Чимендяев
- «Мудрец» по А. Островскому — Крутицкий
- «Чайка» А. Чехова — доктор Дорн
- «Королевские игры» Г. Горина — Норфолк
- «Варвар и еретик» — Потапыч
- «Плач палача» — Сосед (отец)
- «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Фирс, лакей
Фильмография
- 1964 — Товарищ Арсений — полковник жандармерии
- 1965 — Лебедев против Лебедева — Евгений Викторович
- 1967 — Твой современник — референт министра
- 1971 — Следствие ведут знатоки. Дело № 4. Повинную голову… — Кудряшов
- 1972 — Следствие ведут знатоки. Дело № 6. Шантаж — Кудряшов
- 1973 — Исполняющий обязанности — Тугодаев, заказчик проекта
- 1973 — Семнадцать мгновений весны — Генрих Мюллер
- 1973 — Всего несколько слов в честь господина де Мольера — Людовик Великий, король Франции
- 1974 — Агония — Иван Фёдорович Манасевич-Мануйлов
- 1974 — Врача вызывали? — Медведев Леонид Сергеевич, профессор, заведующий терапевтической клиникой
- 1974 — Пятёрка за лето — Степан Петрович, повар, говорящий стихами
- 1974 — Таня — Васин Семён Семёнович
- 1975 — Концерт для двух скрипок — профессор
- 1975 — Маяковский смеётся — Олег Баян
- 1975 — Ольга Сергеевна — Тютяев
- 1975 — Прошу слова — Пётр Васильевич Алтухов, бывший председатель горисполкома
- 1977 — Вооружён и очень опасен — Питер Дамфи
- 1979 — Похищение «Савойи» — Шалло Жан, коммерсант
- 1979 — Тот самый Мюнхгаузен — герцог — курфюрст Ганновера
- 1980 — Какие наши годы! — Осташенко Михаил Михайлович, отец Майи
- 1982 — Возвращение резидента — Иоганн Штаубе
- 1982 — Покровские ворота — Аркадий Варламович Велюров
- 1983 — Если верить Лопотухину — директор школы Юрий Леонидович
- 1983 — Месяц в деревне — Игнатий Ильич Шпигельский
- 1984 — Формула любви — доктор
- 1986 — Конец операции «Резидент» — Иоганн Штаубе
- 1986 — Чичерин — М. М. Литвинов
- 1987 — Загадочный наследник — Алексей Миронович Лизовский, нотариус
- 1988 — Большая игра
- 1988 — Физики — Алек Джаспер Килтон
- 1991 — Небеса обетованные — полковник Семён Ефремович
- 1992 — Старые молодые люди
- 1993 — Итальянский контракт
- 1996 — Маленькая королева и другие
- 1997 — Шизофрения — портной
- 1997 — Корабль двойников — генерал ФСБ
- 2007 — Простые вещи — Владимир Михайлович Журавлёв
- 2008 — Без вины виноватые — Мендельсон
Озвучивание мультфильмов
- 1981 — Пластилиновая ворона
- 1986 — Следствие ведут Колобки
«Крылатые» реплики из фильмов
- Штирлиц! А Вас я попрошу остаться. («Семнадцать мгновений весны»).
- Они все фантазёры, наши шефы… Им можно фантазировать — у них нет конкретной работы! («Семнадцать мгновений весны»).
- В наше время нельзя верить никому, даже себе! Мне — можно… хи-хи («Семнадцать мгновений весны»).
- Голова — предмет тёмный, исследованию не подлежит. («Формула любви»).
- Когда доктор сыт — и больному легче. («Формула любви»).
- Ну откуда в Италии мята? Видел я эту Италию на карте — сапог сапогом. («Формула любви»).
- И с барышнями поаккуратнее, каменные они там, не каменные… Наше дело — сторона. Сиди на солнышке, грейся… («Формула любви»).
- Пальцем искрить, вилки глотать в нашем возрасте уже не годится. («Формула любви»).
- Из Мюнхгаузена воду лить не будем. («Тот самый Мюнхгаузен»)
- Мне всегда нравился Ваш образ мысли, прямая линия плеча, зауженные панталоны: Вы могли бы стать примером для нашей молодёжи («Тот самый Мюнхгаузен»)
- И вот тут некоторые стали позволять себе нашивать накладные карманы и обуживать рукав. Так вот этого мы позволять не будем! («Тот самый Мюнхгаузен»)
- Кафе-бар. Я догоню. («