Биография
Сын учителя, учился музыке в монастыре Брно, пел в монастырском хоре, затем учился в Праге, Лейпциге и Вене. В 1874 познакомился в Праге с А. Дворжаком, знакомство перешло в многолетнюю дружбу. В 1881 Яначек женился и вернулся в Брно, преподавал музыку. Основал школу органистов, которой руководил до 1920. Глубоко усвоил моравские песенные и танцевальные традиции. Стал крупнейшим – наряду с Б. Сметаной, Дворжаком и Б. Мартину – композитором Чехии.
Признание и наследие
Музыкальная академия в Брно носит имя Яначека. Фильм Филипа Кауфмана «Невыносимая лёгкость бытия» (1988 по одноименному роману Милана Кундеры) сопровождается фрагментами различных сочинений Яначека.
В Остраве именем Леоша Яначека был назван международный аэропорт.
В произведении Харуки Мураками 1Q84 упоминается "Симфониетта" Яначека.
Произведения
Симфоническая музыка
- Сюита для струнного оркестра (1877)
- Идиллия для струнного оркестра (1878)
- Лашские танцы (чеш. La?sk? tance, 1889—1890)
- Han?ck? tance (1889—1890)
- Сюита, op.3 (1891)
- Ракош Ракочи. Картинки моравской Словакии с подлинными танцами и песнями, балет (1891)
- Ревность, увертюра (чеш. ??rlivost, 1894)
- Дитя бродячего музыканта, баллада для оркестра (чеш. ?uma?ovo d?t?, 1912)
- Тарас Бульба, рапсодия для оркестра, по Гоголю (чеш. Taras Bulba, 1915—1918)
- Баллада бланицкая, cимфоническая поэма для оркестра (чеш. Balada blanick?, 1920)
- Симфониетта (1926)
- Блуждания маленькой души, концерт для скрипки с оркестром (чеш. Putov?n? du?i?ky, 1926)
- Дунай, симфония в 4-х частях (чеш. Dunaj, 1923—1928; незакончена)
Камерная музыка
- Романс для скрипки и фортепиано (1879)
- Dumka для скрипки и фортепиано (1880)
- Скрипичная соната (1913-1921)
- Poh?dka для виолончели и фортепиано (1910)
- Престо для виолончели и фортепиано (1910)
- Струнный квартет Nr.1, по повести Л.Толстого «Крейцерова соната» (1923)
- Струнный квартет Nr.2 Личные письма (1928)
- Ml?d?. Сюита для духового секстета (1924)
- Концертино для фортепиано и камерного ансамбля (1926)
- Каприччио для фортепиано (левая рука) и камерного ансамбля (1926)
Фортепианные сочинения
- Zden?iny variace. Тема с вариациями (1880)
- N?rodn? tance na Morav? (1891-1893)
- Po zarostl?m chodn??ku (1901-1908)
- Sonata 1. X. 1905 „Z ulice“ (1905)
- V mlh?ch (1912)
- Vzpom?nka (1928)
Вокальные сочинения
- R?kos R?koczy. Балет с пением (1891)
- Hospodine! Для четырех солистов, двойного смешанного хора, органа, арфы и медных (1896)
- Amarus. Лирическая кантата для солистов, хора и оркестра (1897)
- Ot?e n?? (Отче наш). Кантата для тенора, хора и фортепиано (1901)
- Elegie na smrt dcery Olgy. Кантата для тенора, хора и фортепиано (1903)
- Zdr?vas Maria для тенора, хора и органа (1904)
- Messe Es-Dur для хора и органа (1907-1908, незакончена)
- Na Sol?ni ?art?k. Кантата для мужского хора с оркестром (1911)
- V??n? evangelium. Легенда для солистов, хора и оркестра (1914)
- Glagolsk? m?e (Глаголическая месса). Кантата для солистов, хора и оркестра и органа (1926)
Песни
- Jarn? p?se? (1897; новая редакция - 1905)
- Z?pisn?k zmizel?ho. Для тенора, альта, трех женских голосов и фортепиано (1917-1919)
Оперы
- ??rka (Шарка, 1887—1888)
- Po??tek rom?nu (Начало романа, 1891)
- Jen?fa (Её падчерица, 1894—1903)
- Osud (Судьба, 1903—1904)
- V?lety p?n? Brou?kovy (Путешествия пана Броучека, 1908—1917)
- K??a Kabanov? (Катя Кабанова, 1919—1921, по драме А.Островского «Гроза»)
- P??hody li?ky bystrou?ky (Приключения лисички-плутовки, 1921—1923)
- Ve? Makropulos (Средство Макропулоса, 1923—1925, по К.Чапеку)
- Z mrtv?ho domu (Из мёртвого дома, 1927—1928, по Достоевскому)