Популярные
На фото Лермонтов Михаил Юрьевич

Лермонтов Михаил Юрьевич

Русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер
Дата рождения:
1814-10-03
Дата смерти:
1841-07-15
Биография

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года в семье армейского капитана Ю. П. Лермонтова, родом восходящего к шотландскому поэту Томасу Лермонте, и М. М. Арсеньевой. Когда Мише исполнилось три года, его мать умерла. Эта трагедия и последующая ссора бабушки с отцом, естественно, наложили отпечаток на формирование личности будущего поэта. Однако, проживая с бабушкой в ее имении Тарханы (Пензенская губерния), он получил дома исключительное по тем временам образование. Миша успешно изучал иностранные языки, музыку, занимался рисованием. Будущий поэт трактовал конфликт, произошедший в семье, в пользу отца, и позднее романтическое отношение к отцу отразилось в драмах «Люди и страсти», «Странный человек» и «Menschen und Leidenschaften». В возрасте шести лет Лермонтова начали возить на модные в то время кавказские воды, и он проникся сильными чувствами к этому суровому и красивому краю.

В 1827 году вместе с бабушкой Михаил переезжает в Москву и поступает в благородный пансион при Московском университете. Как и большинство воспитанников пансиона, дальнейшее образование он получает в стенах университета, вначале на нравственно-политическом отделении, а затем на словесном. Лермонтов запоем читает Байрона и Пушкина. По моде того времени удостоились его внимания Батюшков, Виктор Гюго и Шиллер. Вероятно, именно эти романтики наложили свой отпечаток на первые поэтические опыты Лермонтова. Профессиональным литератором он себя не считал и не стремился ни к славе, ни к публикациям своих произведений. Его юношеские увлечения женщинами (Лопухина, Иванова, Сушкова) дали толчок лирико-исповедальным циклам стихов, где чувства сплетаются с вечной тоской и вырождаются в трагические конфликты. Но именно в это время он работает и над романтическими поэмами «Черкесы», «Литвинки», «Измаил бей», усваивая и развивая романтические каноны – недосказанность сюжетов и исключительность главного героя, исторический и экзотический колориты, так называемую «вершинность» композиции произведений. Образы лермонтовских героев несут два совершенно разных взгляда на собственную личность поэта – падший и проклинающий мир дух, который выбирает зло в первой редакции «Демона» (1829 г.) и чистая страдающая душа, мечтающая о естественной гармонии с миром и свободе, в поэме «Исповедь» (1831 г.), прообразе «Мцыри». Из этого контраста и исходит противоречие характеров, созданных Лермонтовым, и их несомненное внутреннее родство.

Не совсем ясны причины, по которым в 1832 году Лермонтов оставил университет и переехал в Петербург. Здесь он поступил в Школу гвардейских прапорщиков и, окончив ее в 1834 году, получил звание корнета гусарского полка Лейб-гвардии. Казарменная жизнь наложила отпечаток на поэзию Лермонтова, и никакой высокой мысли в те годы его стихи не несут. Юнкерские поэмы, родившиеся у Лермонтова, носят весьма непечатный характер. Трагическая лирика полностью заменена циничным бретерством. Тем не менее, в начатом тогда же романе «Вадим» Михаил Юрьевич продолжает тему «демона» и «ангела». К сожалению, роман этот не был закончен, как и более позднее произведение «Княгиня Лиговская». А вот драме «Маскарад» Лермонтов, по-видимому, придавал какое-то особое значение – он три раза подавал ее на цензуру и дважды переписывал.

В начале 1837 года Лермонтов еще не определился со своим литературным статусом. Его стихотворения наряду с незаконченными романами и драмой «Маскарад» (так и не пропущенной цензорами) читались, но резонанса в обществе не вызвали. Сказалось и отсутствие связей в литературной богеме. Можно сказать, что славу Лермонтову принесла смерть Пушкина – текст его стихотворения «Смерть поэта» широко разошелся в ручной переписке и получил высочайшую оценку как в кругах почитателей Александра Сергеевича, так и у широкой публики, услышавшей в этих стихах собственные возмущение и боль, вызванные трагическим событием. Однако именно последние строки произведения, содержащие резкие выпады против высшего света, обратили на себя внимание императора Николая I. Последствия были весьма предсказуемы: Лермонтова арестовали 18 февраля и в скором времени перевели в чине прапорщика Нижегородского драгунского полка, на Кавказ.

Ссылка эта продолжалась до самой осени. Но сам Лермонтов считал, что она пошла ему только на пользу. Он изучил Кавказ, его фольклор и обычаи, посетил все достопримечательности, а во время лечения на водах свел близкое знакомство с декабристами, отбывающими здесь наказание. В числе этих декабристов был поэт А. И. Одоевский. Публика не забыла поэта, а его стихотворение «Бородино» лишь упрочило его славу.

Вернувшись из ссылки, Лермонтов исправил ошибку молодости и вполне успешно принялся завоевывать в пушкинский круг. Знакомство с Жуковским, Вяземским и Карамзиными очень много дало поэту. В частности, при посредстве Жуковского в знаменитом «Современнике» была напечатана поэма Лермонтова «Тамбовская казначейша», а благодаря знакомству с А. А. Краевским под редакцией последнего вышла в приложении к «Русскому инвалиду» «Песня про царя Ивана Васильевича». Лермонтов систематически сотрудничал с журналом «Отечественные записки», а также вошел в так называемый «кружок шестнадцати», имевший явственный фрондерско-аристократический уклон.

Зрелая лирика Лермонтова, подобно зеркалу, отражает современное ему общество – безвольное, не способное на страсть и какие-либо деяния, рефлектирующее по любому поводу. Лермонтов не отделяет себя от своего поколения и не возносится над ним. Он высказывает сомнения в самой вероятности существования поэзии в данном конкретном мире и, скептически оценивая саму жизнь, погружается в поисках гармонии в великое прошлое Руси. Именно тогда написаны «Дума», «Не верь себе», «Тамара», «Утес», «Выхожу один я на дорогу…» и «Мцыри».

Именно в этот период, с 1838 по 1840 годы, весьма разножанровые новеллы, издававшиеся в «Отечественных записках» были объединены Лермонтовым в роман «Герой нашего времени». Роман дает достаточно понимания проблемам лермонтовских современников и тщательно анализирует поэтический мир и присущие ему идеи и трагедии. Несмотря на прошедшие столетия, поиск собственного места в жизни и связанные с этим разочарования весьма характерны и для современного нам общества. Так что «Герой нашего времени» остается и героем наших дней…

Как отдельное издание, роман увидел свет в апреле 1840 года, а в октябре того же года появился единственный прижизненный сборник «Стихотворения М. Лермонтова». Имен эти две книги считаются пиком творчества М. Ю. Лермонтова и даже одним из ключевых событий литературной эпохи. Они вызвали весьма острую полемику, нашедшую, в том числе, отражение в нескольких статьях Белинского.

Однако непременный атрибут того времени – дуэль – привел Лермонтова к очередному аресту. Дрался он с де Барантом, отпрыском посла Франции, и в результате был переведен в Тенгинский пехотный полк. Лермонтов прибыл на Кавказ и принял участие в сражении при речке Валерик, что дало тему для стихотворения «Я к вам пишу случайно, право…». Проявленная в боях смелость была замечена, и Лермонтова представляют к наградам, но из списков награждаемых он был вычеркнут лично Николаем I. В 1841 году Лермонтов пытался добиться отставки и даже пошел на должностное преступление, просрочив свой отпуск в Петербурге. Но ему все же пришлось вернуться на Кавказ. В Пятигорске, где поэт пребывал на лечении, и произошла трагическая и совершенно случайная ссора с бывшим соучеником Н. С. Мартыновым. Дуэль, явившаяся итогом этой ссоры, стала для Лермонтова фатальной.

В. Г. Белинский тонко отметил преемственность великих поэтов России, но посетовал, что пушкинского «пира жизни» в поэзии уже нет, – его сменили вопросы, омрачающие душу и леденящие сердце. Лермонтов – это поэт иной эпохи, глубоко своеобразной и неустанно тоскующей о свободе и идеале.

Поделиться: