Популярные
На фото Лев Орнштейн

Лев Орнштейн

американский композитор, пианист и педагог еврейского происхождения
Дата рождения:
1893-12-02
Дата смерти:
2002-02-24
Биография

Родился в музыкальной семье: его отец был кантором в синагоге, дядя играл на скрипке. Уже в раннем возрасте Орнштейн хорошо умел играть на фортепиано; в 1902 его игру услышал Иосиф Гофман, находившийся в то время в Кременчуге, и рекомендовал поступить в Петербургскую консерваторию. Вскоре Орнштейн начал учиться в школе при Императорском музыкальном обществе в Киеве под покровительством В. В. Пухальского, но смерть одного из родственников вынудила его вернуться домой. В 1904 он уехал в Петербург, где был принят в консерваторию, его учителями стали Александр Глазунов (композиция) и Анна Есипова (фортепиано). В это время Орнштейн зарабатывал на жизнь, аккомпанируя оперным певцам. В 1906 семья Орнштейнов эмигрировала в США и поселилась в Нью-Йорке. Орнштейн поступил в Институт музыкального искусства ? будущую Джульярдскую школу музыки, где учился у Берты Фиринг Тэппер. В 1911 он впервые выступил с сольным концертом из музыки Баха, Шопена и Шумана. Два года спустя Орнштейн сделал свою первую запись, и в это же время он увлекается композицией, причём использует в своих сочинениях новейшие модернистские приёмы (например, кластеры).

Важным событием в жизни Орнштейна является визит в Европу в 1914 году. Он знакомится с Ферруччо Бузони, Мишелем Кальвокоресси, выступает в Лондоне с программой из собственных произведений, а также композиций Шёнберга и транскрипций Баха?Бузони. В 1915 он играет концерты в Нью-Йорке и заявляет о себе как об одном из наиболее передовых музыкантов, но в 1922 оставляет сцену и переключается на преподавание, от которого уходит в 1953, продолжая сочинять до преклонных лет (Восьмую фортепианную сонату он опубликовал в возрасте 97 лет).

Сочинения Орнштейна можно разделить на три большие группы: экспериментальные ? раннего периода, в основном для фортепиано, с использованием атональности, диссонансов и др.; более консервативные (под влиянием восточноевропейской школы) и поздние, как бы объединяющие две предыдущие. Большинство инструментальных произведений Орнштейна имеют программу. Ряд сочинений, таких как «Три настроения», по стилю ? использование пентатоники, гармоний, основанных на трезвучиях, дублировок, ? напоминают импрессионистические работы Дебюсси.

В течение многих лет музыка Орнштейна практически не исполнялась, и лишь в 1970-х годах Вивиан Перлис вновь открыла её для публики. Тем не менее, большая часть творческого наследия композитора в наше время остаётся неизвестной.

Основные сочинения

  • «Вечерняя казачья песня» для камерного оркестра (1923)
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1923)
  • «Лиситрата» (1930)
  • Соната для скрипки и фортепиано (1915)
  • Соната для скрипки и фортепиано (1918)
  • «Три русских впечатления для скрипки и фортепиано» (1916)
  • Две сонаты для виолончели и фортепиано (1918?1920)
  • Фортепианный квинтет (1927)
  • Три струнных квартета
  • Шесть прелюдий для виолончели и фортепиано (1931)
  • Интермеццо для флейты и фортепиано (1959)
  • Фантастические пьесы для альта и фортепиано (1972)
  • Еврейская фантазия для скрипки и фортепиано (1975)
  • Поэма для флейты и фортепиано (1979)
  • Восемь сонат
  • Шесть лирических каприсов (1911)
  • «Сцена на парижской улице ночью» (1912)
  • «Самоубийство в самолёте» (1913)
  • «Танец диких людей» (1913)
  • Три прелюдии (1914)
  • Русская сюита (1914)
  • «Три настроения» (1914)
  • многочисленные другие сочинения
  • Песни на стихи Р. Киплинга, Ф. Мартенса и других поэтов
  • Хоры без сопровождения
Поделиться: