Политическое устройство, господствовавшее в Спарте в течение нескольких веков, древние писатели единогласно приписывают законодателю Ликургу, но относительно жизни и деятельности его сообщают самые разноречивые сведения. Все сходятся в том, что Ликург был из царского рода, но различно определяют его место в генеалогии спартанских царей, а также время его жизни и его законодательства. Ксенофонт относит Ликурга ко времени Гераклидов, то есть ко времени водворения дорян в Лаконии. По Геродоту, Ликург дал законы в царствование своего племянника Леобота, или Лаботы, 4-го царя из дома Агиадов; следовательно, Ликург был младшим сыном 2-го царя из этого дома, Агиса I, и внуком Еврисфена, то есть жил в конце XI или в начале X века до н. э. По Павсанию, законодательство Ликурга относится к царствованию Агесилая I, внука Лаботы. Большинство древних писателей относило Ликурга к другому царскому роду, Еврипонтидов. Поэт Симонид называет его сыном 4-го царя из этого дома, Пританида, и братом царя Евнома. Более распространенное, по словам Плутарха, предание считало его сыном Евнома; по другим источникам, он является дядей Евнома или его внуком.
Из разнообразных хронологических дат наибольшим авторитетом, по-видимому, пользовалась в древности дата Ктесия, принятая также александрийскими хронографами Эратосфеном и Аполлодором; по их расчёту начало деятельности Ликурга относилось к 884 году до н. э. По Геродоту, Ликург издал законы, заимствованные с о-ва Крита, как только по смерти своего старшего брата стал за малолетством его сына Лабота правителем государства. По рассказам Плутарха, Ликург, преследуемый матерью малолетнего царя Харилая, решил до достижения Харилаем совершеннолетия покинуть родину и отправился путешествовать, прежде всего в Крит, где он изучил государственное устройство, перенесенное им в Спарту. Согласно историку IV века до н. э. Эфору, Ликург, прибыв на Крит, сблизился с «мелическим поэтом» Фалетом, сведущим в законодательстве, а во время своих дальнейших странствий познакомился, «по словам некоторых», даже с Гомером (очевидно, в Ионии). Из Ионии Ликург впервые вывез в Пелопоннес песни Гомера (а по другим источникам, даже виделся с Гомером). Вернувшись в Спарту, где тем временем раздоры и неурядица ещё усилились, и видя, что оба царя и народ тяготятся таким положением дел, Ликург задумал изменить государственное устройство. Для этого он предварительно получил согласие дельфийского прорицалища, затем заручился содействием влиятельнейших граждан и в сопровождении их внезапно явился на площадь. Царь Харилай принял его сторону, и таким образом он получил возможность провести свои законы. Желая затем, чтобы данное им государственное устройство оставалось навеки неизменным, Ликург отправился в Дельфы, клятвой обязав царей, геронтов и народ не изменять данных законов, пока он не вернется. Получив в Дельфах прорицание, что его законы вполне удачны и что государство будет пользоваться высшей славой, пока будет оставаться им верным, он препроводил этот ответ бога в Спарту, а сам, чтобы не освобождать сограждан от данной им клятвы, уморил себя голодом.
Древние, особенно сами спартанцы, склонны были относить к Ликургу все предписания, касавшиеся общественной и частной жизни Спарты. Из предшествовавшего государственного строя Ликург сохранил только власть двух царей. Он установил совет из 30 (вместе с двумя царями) старейшин (герусия, ????????), обсуждавшим и решавшим все дела, ежемесячное народное собрание (апелла ??????) из всех граждан не моложе 30-ти лет, имевшее право только принимать или отвергать решения герусии (причем в случае неблагоприятного решения герусия имела право распустить апеллу), а также избиравшее геронтов и других должностных лиц. Ещё более сужала права апеллы практика принятия ею всех решений путём аккламации. Даже учреждение коллегии из 5 эфоров, имевших высший надзор над ходом государственных дел и с V века до н. э. пользовавшихся в Спарте наибольшим влиянием, спартанцы, по словам Геродота, возводили к Ликургу, тогда как остальные авторы относили его к более позднему времени.
По общему мнению древних, Ликург ввёл в общественную жизнь спартиатов военную организацию, обязательное участие в дружествах, являвшихся подразделениями войска, обед за общим столом (??????? , аналог критской сисситии) и суровую дисциплину в воспитании юношей и девушек. Ему же приписывались различные меры против роскоши, в том числе запрещение золотой и серебряной монеты и введение вместо них железной, которое, однако, не могло иметь места в IX веке до н. э., так как серебряная вводится в употребление в Греции только в VIII веке до н. э., а золотая — ещё позднее. Ещё менее основательно мнение древних, будто Ликург разделил всю Лаконику на 39 000 равных участков: 9000 для спартиатов и 30 000 для периеков. Спартанцам тогда не принадлежала ещё значительная часть Лаконики, не говоря уже о Мессении; их область не могла вместить в то время такого количества участков.
Мера эта, очевидно, была приписана Ликургу лишь тогда, когда в III веке до н. э. цари Агис IV и Клеомен III задумали произвести подобный раздел. Ликург, по словам Плутарха, запретил спартанцам иметь писанные законы: его законы были формулированы в виде кратких изречений, ретр (??????), и заучивались наизусть. Одну из таких ретр сохранил нам Плутарх. Весьма вероятно, что государственное устройство Спарты, сводимое к одному Ликургу, на самом деле образовалось путём постепенного видоизменения патриархального строя. Ликург-законодатель является для нас не историческим лицом, а абстракцией, воображаемым устроителем спартанской жизни. Это понимал, может быть, ещё Гелланик, старший современник Фукидида, который, говоря о спартанском государственном устройстве, совсем не упоминает о Ликурге; не упоминает о нём и Фукидид.
Обыкновенно полагают, что Ликург, хотя и пользовавшийся божескими почестями, — все же наполовину историческое лицо, деяния которого в предании народном были разукрашены вымыслом, вследствие чего он мало-помалу обратился в божество. Вероятнее, однако, что Ликург — забытое, очень древнее божество, которое первоначально почиталось как охранитель права и законности в государственной и общественной жизни. Когда в других греческих государствах появились знаменитые законодатели, то и в Спарте бог — охранитель законов окончательно был низведён в человека-законодателя. Что Ликург был первоначально богом, это подтверждается тем, что героев (то есть забытых богов) и божеств с этим же и сродными по корню именами встречается немало и в окрестных с Лаконикой странах — например, Ликург, сын Алея, мифический царь аркадян; Ликург, сын Ферета, мифический царь Немей; Ликаон, сын Пеласга, царь Аркадии, отец эпонимов целого ряда городов Аркадии. Ликург, царь фракийских эдонян, ярый противник Диониса и его исступленных спутниц, менад, по всей вероятности, также однороден с древним лаконским и аркадским божеством (тождественным, может быть, с Паном), которое позднее было вытеснено Зевсом и Аполлоном. Таким образом может быть разъяснена и связь между законами Ликурга и дельфийским святилищем: Аполлон в Дельфах занял прежнее место Зевса Ликория (?????????), властвовавшего над Парнассом (носившим то же название ?????????), соседним с древней родиной спартанцев, Доридоа, так же как над горой ???????, в соседстве с их новой родиной.
Барельеф Ликурга, выполненный скульптором Карлом Полом Дженивейном, находится в Здании Конгресса США на капитолийском холме.