Популярные
На фото Лиля Брик

Лиля Брик

муза Владимира Маяковского
Категория:
Дата рождения:
1891-11-11
Дата смерти:
1978-08-04
Биография

11 ноября 1981 года в Москве родилась девочка, получившая имя Лиля. Ее отец, Гурий Александрович Каган, служил присяжным поверенным, а кроме того, консультировал по юридическим вопросам австрийское посольство. Мать девочки, Елена Юльевна, была выпускницей Московской консерватории и преподавала игру на  рояле. Имя старшей дочери Гурий Александрович дал в честь любимой женщины Гете – Лили Шенеман. Кстати, вторую дочь Каган назвал именем героини великого поэта – Эльзой. Родители позаботились о том, чтобы дети получили хорошее образование, и с самого детства сестры изучали иностранные языки и игру на рояле.

У Лили рано проявилось стремление к самостоятельности, но родители, влюбленные в своих дочерей, не обращали особого внимания на ее нрав. Тем не менее, плоды этой самостоятельности не раз ужаснули родителей – к примеру, учась в гимназии, Лиля не желала быть похожей на других гимназисток и однажды, схватив ножницы, отрезала обе свои косы. В возрасте тринадцати лет она осознала, что способна повелевать мужскими сердцами. Девочка научилась по-особенному смотреть на мужчин, вызывая буквально страсть у представителей противоположного пола. Кстати, сам Федор Шаляпин однажды попался в сети темно-карих глаз юной Лили и пригласил ее в театр в собственную ложу. Характерен и другой факт – родители Лили с огромной гордостью читали своим гостям опусы старшей дочери, написанные в очень оригинальной манере, но им и в голову не приходило, что этот «литературный дар» принадлежит вовсе не Лиле. Сочинения писал для нее учитель словесности, без памяти влюбленный в девочку. Однако выходки Лили, всплывая, все же заставили родителей принять, наконец, меры, и мать для спасения семейной репутации отправила дочь в Польшу, где в Катовице жила ее бабушка. Только вот помогло это мало – в Лилю немедленно влюбился ее родной дядя. Ходили слухи, что очередной любовный роман Лили привел к беременности, и ее родственникам пришлось отправить девушку на аборт…

Окончив в 1909 году гимназию, Лиля Каган стала слушательницей математических курсов Герье, но через некоторое время перешла на другие курсы – Архитектурные. В 1911 году она обучалась лепке в мюнхенской студии Швегреле. Вернувшись в Россию, Лиля встретилась со знакомым ей еще с гимназии Осипом Бриком. Начался бурный роман, Осип предложил Лиле руку и сердце, но его родители выразили категорический протест против свадьбы, мотивируя это отсутствием нравственных устоев у невесты. Тем не менее, упорство влюбленного жениха сделали свое дело, и брак был заключен 26 февраля 1912 года. Выдав старшую дочь замуж, семья Каганов спокойно вздохнула, а Лиля приобрела фамилию Брик.

Летом 1914 года Осип Брик вместе с женой переехал в Петербург. Их квартира мгновенно превратилась в своеобразный маленький салон, куда приходили многие выдающиеся люди того времени – писатели, филологи, артисты, деловые люди и даже политики. Позже, после революции 1917 года, в салон Лили Брик не чурались заходить и чекисты.

В 1915 году у Эльзы Каган, семнадцатилетней сестры Лили, вспыхнул роман с поэтом Маяковским. Вероятно, Эльза допустила большую ошибку, когда решила похвастаться своим кавалером перед сестрой и зятем. Маяковский, придя в их квартиру, с чувством прочитал свою еще неопубликованную поэму «Облако в штанах» и нашел нужным немедленно посвятить сочинение хозяйке дома. Вечером того же дня поэт с восторгом сообщил Корнею Чуковскому, что наконец-то повстречался с той самой «неповторимой и единственной». Результат встречи Маяковского и четы Бриков вообще был удивителен. То, что расстроился роман Эльзы и поэта, понятно. Ясно, что и Лиля не могла не влюбиться в талантливого и симпатичного поэта. Но самым интересным является тот факт, что Осип Брик тоже влюбился – только в поэзию Маяковского, позабыл о своем юридическом образовании и превратился в завзятого литератора и филолога. Быстрее всех вышла из этой круговерти Эльза – она стала вскоре женой французского лейтенанта Триоле, а позже вышла замуж за великого Луи Арагона и сама сделалась писательницей.

Кстати, благодаря чете Бриков была впервые издана поэма «Облако в штанах» – ни один из издателей того времени не нашел возможности напечатать это произведение. Осип Брик столь высоко оценил Маяковского, что вкладывал деньги в издание его стихов и совершенно не обращал внимания на то, с какой страстью во взоре гениальный поэт читает его жене любовные стихи. Собственно, Маяковский и не скрывал своих чувств к Лиле Брик – особенно в своем творчестве. По его поэмам и стихотворениям «Флейта-позвоночник», «Человек», «Ко всему», «Лиличка!» и многим другим легко прослеживается развитие их романа. Маяковский посвящал Лиле абсолютно все свои стихи (исключением, по понятным причинам, стала лишь поэма «Владимир Ильич Ленин»). При выходе своего собрания сочинений в 1928 году он посвятил Лиле Брик и все произведения, написанные до их знакомства. Но интересно другое – супруги Брик столь глубоко понимали друг друга, что даже связь Лили с Маяковским не смогла разрушить их дружбу. Она оборвалась лишь в 1945 году по естественным причинам – когда Осип умер.

В 1918 году Владимир Маяковский написал сценарий для киноленты «Закованная фильмой» – и снялся в этом кино вместе с Лилей. К сожалению, этот фильм утерян, от него остались только фотографии некоторых кадров и афиша, на которой изображена Лиля Брик, с ног до головы опутанная кинопленкой.

В Москву удивительное семейство из трех человек перебралось в 1919 году. Они поселились в маленькой комнате дома, расположенного в Полуэктовом переулке. На двери было написано: «Брики. Маяковский». Кстати, пока Лиля и Маяковский работали в организации «Окна РОСТа», Осип Брик успел послужить в ЧК и даже стал членом партии большевиков. Благодаря его деятельности Брики и Маяковский в 1921 году переехали в две комнаты коммуналки. Вместе с ними переехала и дверная табличка. Позже, до самой смерти поэта, эта надпись была на всех квартирах, где жили Брики.

В 1922 году в газете, издававшейся в Риге, была опубликована большая статья Лили Брик, посвященная футуристам и, в частности, Маяковскому. Эта статья стала причиной визита Маяковского и Бриков в Ригу и серии выступлений поэта. В том же году Маяковского как советского поэта стали часто публиковать в газете «Известия». Эти публикации перепечатывали другие крупные издания, и материальное положение оригинальной троицы позволило Брикам и Маяковскому выезжать и даже жить за границей. В конце осени 1922 года у Лили Брик вспыхнул длительный и очень серьезный роман с высокопоставленным советским чиновником Краснощековым – руководителем Промбанка. Это привело к ссоре и даже временному разрыву Лили и Маяковского. Целых два месяца поэт прожил отдельно от Бриков и написал поэму «Про это», но затем вернулся в «лоно семьи». Результатом воссоединения стало обоюдное решение о переезде в Ленинград в 1923 году.

Летом в 1923 году Лиля, Осип и Маяковский отправились в Германию. Поездка эта была знаменательна тем, что они летели самолетом. У этой удивительной «семьи» вообще не возникало проблем с получением визовых документов и разрешений на выезд из Советской России. Злые языки утверждали, что подобное положение стало возможным благодаря связям Лили Брик с Яковом Аграновым и другими крупными начальниками, хотя сама Лиля подобного никогда не опровергала и не подтверждала. Однако из-за ее романов Маяковский стал часто сбегать в Лондон, Париж, Нью-Йорк. Он не раз пытался освободиться от патологической страсти к Лиле Брик, но эта роковая женщина всегда находила способ восстановить свое влияние на поэта.

В 1925 году во время своей поездки в Нью-Йорк Маяковский сошелся с Элли Джонс, и она даже родила ему дочь. Но в своем письме к Элли поэт сообщил, что смог убедиться в своей любви исключительно к Лиле, и никто другой не сможет занять ее место. Да и сама Лиля Брик тщательно следила, чтобы Маяковский не вырвался из ее рук – она прощала ему мелкие интрижки, но не желала уступить место единственной музы и главной женщины поэта. В частности, узнав о том, что флирт Владимира и библиотекарши Натальи Брюханенко перерастает в серьезный роман, Лиля приложила все усилия, чтобы разрушить вероятный брак, и добилась своего без особого труда. Кстати, Лиля Брик ухитрялась сохранять вполне дружеские отношения практически со всеми пассиями Маяковского, а с Софьей Шамардиной, Натальей Брюханенко и Вероникой Полонской, последней любовницей поэта, дружила до своих последних дней.

В 1926 году, как выдающийся советский поэт, Маяковский получил новую квартиру и перевез в нее обоих Бриков. В этой квартире еженедельно собирались участники творческого объединения «ЛЕФ», и Лиля Юрьевна деятельно помогала им в создании нового журнала, хотя сотрудником «ЛЕФ» и не являлась. Она всегда очень много работала, будучи человеком энергичным и деловым. Лиля участвовала в съемках киноленты «Еврей и Земля», вместе с Маяковским писала сценарий для фильма «Инженер д’Арси» и выступала как режиссер и сценарист совместно с В. Жемчужным во время съемок картины «Стеклянный глаз». Кроме написания киносценариев, Лиля Брик занималась переводами теоретических работ литераторов Германии Виттфогеля и Гросса, а также писала о Достоевском и современных ей поэтах и всерьез занималась скульптурой. Сделанные ей бюсты Брика, Маяковского и Катаняна хранятся по сию пору в частных коллекциях и музеях. Но особенно много времени отнимали у Лили издательские дела Маяковского.

В 1927 году Абрам Роом снял фильм по сценарию Виктора Шкловского «Любовь втроем», который пошел в прокат под названием «Третья Мещанская». Эта кинолента обладала высокой биографичностью с точки зрения Бриков и Маяковского, и «герои фильма» пришли к выводу, что это бестактность со стороны Шкловского.

Зимой 1930 года Лиля и Осип отправились в Европу. Именно за границей Лиля Брик узнала о том, что Маяковский покончил с собой. В Берлине она получила его последнюю открытку, отправленную в страшный день 14 апреля. Это событие превратило Лилю Юрьевну практически в единственного составителя, редактора и комментатора книг великого поэта, а также в его неофициальную вдову – в оставленном завещании Маяковский назвал ее своей наследницей. Летом правительство СССР выпустило постановление, по которому Лиле Брик назначалась пенсия в триста рублей и отчислялось пятьдесят процентов авторских прав с изданных произведений Владимира Маяковского. Оставшаяся часть распределялась между родственниками погибшего поэта.

Постепенно интерес к сочинениям Маяковского сходил на нет, и тиражи его произведений неуклонно падали. В 1935 году Лиля Брик решилась на довольно рискованный шаг – обратилась с письмом лично к товарищу Сталину и призвала помнить наследие великого поэта и певца революции. Сталин откликнулся на просьбу и приказал Ежову «правильно отнестись» к письму Лили Юрьевны и не только вызвать ее в Москву, но и привлечь Мехлиса и Таля к делу возрождения интереса к творчеству Маяковского. К тому же Иосиф Виссарионович пообещал лично от себя любую помощь. В короткое время Лиля Брик смогла организовать в Гендриковом переулке музей Владимира Маяковского. Лишь в 1969 году старшая сестра поэта Людмила добилась закрытия этого музея, и он был переведен на Лубянский проезд.

После гибели Маяковского Лиля Юрьевна вышла замуж за Виталия Примакова. В 1937 году Виталий Маркович был расстрелян, а у Лили вспыхнул роман с биографом и издателем Маяковского, Василием Абгаровичем Катаняном. Этот человек стал последним ее мужем. Все это время Лиля Брик писала статьи и воспоминания о Владимире Маяковском, и ее работы публиковались в журналах «Вопросы литературы», «Знамя» и прочих. Удивительно, но и после смерти поэта выезд за границу Лиле Брик был открыт всегда. Ее друзья утверждали, что она реже посещает советские санатории, чем бывает в Париже. Объяснить подобный казус можно тем, что сестра Лили, Эльза, была женой французского писателя-коммуниста. Да и положение «вдовы величайшего советского поэта», несомненно, влекло за собой немалые привилегии.

В 1958 году вышел шестьдесят пятый том «Литературного наследства», в котором Лиля Брик нашла нужным опубликовать личную переписку с Маяковским. В результате вторую книгу переписки не издали, но зато появилось постановление ЦК КПСС, касающееся порядка публикации в открытой прессе личных документов и фотографий великих людей.

В 1978 году Лиля Брик неудачно упала и получила перелом шейки бедра. Ей было уже восемьдесят шесть лет, и приговор врачей гласил, что кость в этом возрасте вряд ли срастется, а потому Лиля Юрьевна обречена на неподвижность. Такой жизни она не желала и 4 августа, в Переделкино, приняла смертельную дозу снотворного. До самой своей смерти Лиля не снимала с пальца кольца, которое ей подарил Владимир Маяковский. Скромное колечко было украшено гравировкой – инициалами музы поэта.

По завещанию Лили Брик ее тело было кремировано, а прах развеян над полем под Москвой. На это место поклонники Лили Юрьевны привезли огромный валун, на котором, как и на легендарном кольце, выбито «Л. Ю. Б.».

Поделиться: