Популярные
На фото Лион Фейхтвангер

Лион Фейхтвангер

немецкий писатель еврейского происхождения
Биография

Биография

Сын фабриканта, получил солидное образование в университете родного города Мюнхена (здесь он изучал литературу и философию), а затем Берлина, где изучал германскую филологию, философию, а также санскрит.

Занимался журналистикой и театром, рано проявил интерес к античности. Под влиянием патриархальных семейных традиций заинтересовался еврейской историей, определившей тематику ряда его произведений. В 1908 году начал издавать литературный журнал "Зеркало", который вынужден был вскоре закрыть из-за финансовых проблем. В 1912—1914 путешествовал. Отбывал во время Первой мировой войны службу в германской армии, из которой был отпущен по состоянию здоровья. В 1918 году Фейхтвангер открыл талант молодого Бертольта Брехта, с которым его связала многолетняя дружба. В момент прихода Гитлера к власти Фейхтвангер находился за границей. Друзья убедили его повременить с возвращением в Германию, а начавшийся нацистский террор сделал возвращение невозможным. После прихода нацистов к власти в Германии Фейхтвангер попал в число тех, чьи книги подлежали сожжению, а 25 августа 1933 года был лишен немецкого гражданства. Его имущество было конфисковано.

В 1940 году, во время оккупации Германией Франции, писатель был интернирован в лагерь, ему удалось бежать, а затем с большим трудом получить необходимые документы и вместе с женой перебраться в США. С ноября 1943 года он жил на Вилле Аврора в Калифорнии, где благодаря поступлениям от фильмов по его произведениям, создал уникальную библиотеку, состоящую из 20000 томов.

В годы Второй мировой войны Фейхтвангер создал лучшие свои произведения, в которых фашизм, его идеология подвергались беспощадному и гневному разоблачению.

За выдающиеся заслуги как художника и защитника идей мира и прогресса Лион Фейхтвангер был отмечен Государственной премией ГДР в области искусства и литературы, присуждённой ему в 1953 году.

Писатель умер в 1958 году от рака почек.

В настоящее время Вилла Аврора, где писатель провел свои последние годы, является творческой резиденцией для немецких писателей, художников и композиторов.

Литературная деятельность

Главный вопрос творчества Фейхтвангера — о путях, перспективах и движущих силах социальных изменений, свидетелем которых он был. В разные периоды Фейхтвангер отвечал на него по-разному, но всегда раздумья над судьбами человечества составляли пафос его духовных и творческих исканий. Фейхтвангер завоевал известность, главным образом, как автор исторических романов. «Я никогда не собирался изображать историю ради неё самой», — говорил писатель. В своих произведениях он видел и изображал столкновения идей, борьбу сил регресса и прогресса, последствия которой оказывали глубочайшее влияние на социальные конфликты современного ему общества. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план — параллели с событиями современности.

Свою литературную деятельность Фейхтвангер начал с драматургии. Его ранним произведениям свойственны изысканная, болезненная утончённость формы и бедность жизненного содержания, восславление красоты и пренебрежение нравственными ценностями жизни, преклонение перед личностью и холодное отношение к рядовым людям. Впоследствии писатель не без иронии отзывался о своём раннем творчестве, рассматривая его лишь как не очень плодотворный этап собственного духовного развития.

Гораздо более важную роль в его дальнейшей творческой эволюции сыграла литературно-критическая деятельность. Он написал много статей и рецензий, посвящённых в основном театру и драматургии. В это же время его внимание приковал к себе реалистический роман, а такие немецкие писатели-реалисты, как братья Томас и Генрих Манн, они оказали сильное влияние на творчество Фейхтвангера.

В годы Первой мировой войны Фейхтвангер решительно не принял ни её целей, ни националистической идеологии. Он занял антивоенную позицию и выступил против империалистической бойни. Антивоенные настроения выражены в стихотворении «Песнь павших» и в пьесе «Мир» — вариации на тему комедии греческого сатирика Аристофана. В годы войны Фейхтвангер много писал. В основном это были оригинальные пьесы и переделки произведений классической драматургии — «Персов» Эсхила, «Васантасены» древнеиндийского поэта Шудраки, драмы Калидасы «Царь и танцовщица». Наряду с мотивами социальной критики в его творчестве появляются пессимистические и фаталистические настроения. Фейхтвангер пишет драматический роман «Томас Вендт» (1920), драмы «Еврей Зюсс» (1917), «Голландский купец» (1921), охотно пользуется формой сатирического обозрения для высмеивания буржуазных политиков. Такова его «Англосаксонская трилогия» (1927).

Пережитое в годы войны, в дни революции в Баварии и контрреволюции в Германии навсегда вычеркнуло из творчества Фейхтвангера эстетизм. В произведениях этого периода — пьесе «Военнопленные» и в романе «Тысяча девятьсот восемнадцатый год» — начинает господствовать социальная проблематика, ощущается приближение писателя к реализму.

После прихода к власти в Германии Гитлера писатель эмигрирует во Францию, где в 1936 году выходит его новый роман «Der falsche Nero» («Лже-Нерон»), в котором под маской жестокого и лживого римского императора выведен образ современного фюрера.

«Москва 1937»

В это время писатель становится популярным в СССР, и по приглашению советского правительства в 1937 году два месяца провел в СССР, был принят Сталиным. Книга «Москва 1937» рассказывает о Сталине и показательных судах и расстрелах в СССР, была в Москве издана массовым тиражом. Книга вызвала противоречивую реакцию в мире. В СССР начато издание собрания сочинений Фейхтвангера, было много изданий отдельных произведений. После германо-советского договора и до войны произведения Фейхтвангера в СССР практически не издавались.

«Испанская баллада» (по материалам статьи Л. Черной и изданию 1959 года)

В 1954 году Лиону Фейхтвангеру исполнилось семьдесят лет. И именно в это время он, как писал Томас Манн в своей статье «Друг Фейхтвангер», с раннего утра и далеко за полдень диктовал стенографистке, пожалуй, самое свое молодое произведение «Испанскую балладу», поэтическую повесть о любви испанского короля Альфонсо VIII к дочери севильского купца Ракели, прозванной в народе Фермоза — красавица. Писатель берется за новую книгу — глубокая древность. Крестовые походы, еврейские погромы, жестокие, воинственные песни, кольчуги, кровь, убийства, фанатизм, месть… Еще в 1935 году Фейхтвангер говорил: «Тщательно исследовав свою совесть, я смею сказать, что в своих исторических романах я намеревался дать то же содержание, что и в современных». Тогда же в 1935 году в речи «О смысле и бессмыслице исторических романов» писатель очень подробно раскрывает свои взгляды на исторический роман. «Слова „исторический роман“ вызывают сегодня неприятные ассоциации. Перед глазами встают приключения, интриги, костюмы, резкие, пестрые краски, патетические речи, смесь любви и политики, искусственное сведение больших событий к маленьким личным происшествиям». Возражая против этой точки зрения Фейхтвангер говорит, что он «в каждом отдельном случае приходил к заключению, что художник не хотел ничего иного, как изобразить свое современное отношение к жизни, свое субъективное, не историческое видение ммира…» «Я никогда не собирался изображать историю ради истории : в костюмах, исторических одеждах я видел лишь простейшее стилистическое средство создать иллюзию реальности». «… Очертания горы лучше видны издалека, нежели среди самой горной цепи». Данные высказывания нельзя понимать буквально, большинство из них делалось в пылу полемики и передавало мысли писатель в резкой ультимативной оформе. Исторические герои Фейхтвангера никогда не являлись просто его современниками, переодетыми в исторические одежды, а события прошлого никогда не были лишь трамплином для прыжка в настоящее. Создавая свои исторические произведения, Фейхтвангер глубоко изучал эпоху, с тем, чтобы как можно правдивее отразить ее в своих книгах. Недаром взыскательный художник Томас Манн, восхищался его добросовестностью и умением проникнуть в суть исторических событий. Сюжет «Испанской баллады» волновал Фейхтвангера на протяжении десятилетий. Однако, читая произведения, посвященные любви Ракели и Альфонсо, (Пьеса Лопе де Вега «Еврейка из Толедо», пьеса Грильпарцера того же названия) он находил, что авторы упустили что-то важное. «Ни в одной из литературных обработок данной темы не говорится об истории страны… А между тем судьба влюбленных с ней тесно связана. И чем основательней займется исследователь положение в тогдашней Испани, тем более глубокий смысл откроет он в истории Ракели и короля». В XII веке Кастилия была одним из пяти Христианских государств на Пиренейском полуострове. Кроме нее Христианскими были Арагонское королевство, Наварра, Леон и Португалия. На юге Испании было расположено до десятка полунезависимых мавританских эмиратов, подчинявшихся султану альмохадов, который в 1147 году покорил испанских мавритан. Мусульманская Испания находилась на более высоком экономическом уровне, нежели Христианская, превосходя ее в культурном отношении. Арабская культура в Испании оказала влияние на всю Западную Европу. Образованные европейцы читали труды арабских ученых, математиков, врачей, философов… Во второй половине XI века, незадолго до событий, описываемых в «Испанской балладе», началась реконкиста — обратное завоевание Пиренейского полуострова испанцами, потерявшими его в VIII веке. Но Христианская Испания не была единой. Феодалы враждовали друг с другом и со своими королями, как, например, легендарный Сид, даже иногда не гнушаясь союзом с маврами. Страну населяли люди разных верований, на полуострове бушевали войны. Но в то же время Христианский и мусульманские государства торговали между собой и поддреживали культурные связи. В это время Европа была охвачена идеей крестовых походов. К рыцарям, устремлявшимся на восток присоединялись толпы изголодавшихся крестьян, которые бежали от нищеты, притеснений и чумы. Поэтому в центре данного романа противостояние сил мира против сил войны и реакции. С первых страниц автор вводит читателя в гущу событий — король проиграл войну с мусульманской Севильей. Народ бедствует, хозяйство страны разорено. Король 8 лет не имеет права воевать — таков главный пункт мирного договора. Эти 8 лет можно употребить на то, что бы приумножить богатства страны, помочь ремесленникам, крестьянам и поднимающимся городам, обуздать непокорных феодалов, подрывающих королевскую властью. Поэтому отношение к миру и войне разделяет героев в этом романе. По одну сторону оказывается донья Леонор, королева Кастилии, архиеписком Мартин, барон де Кастро, один из крупнейших поэтов средневековья Бертран де Борн. По другую — дон Иегуда, министр короля, его дочь Ракель, возлюбленная короля, духовник короля, каноник Родриго.


«Безобразная герцогиня»

Первый исторический роман Фейхтвангера — «Безобразная герцогиня». История Маргариты Тирольской, южногерманской герцогини XIV века, написана как роман о трагедии гуманистической личности в жестоком обществе. Конфликт осложнен индивидуальной трагедией героини — энергичной и одаренной, но внешне отталкивающей и потому несчастной в личной жизни «безобразной герцогини».

«Еврей Зюсс»

Роман «Еврей Зюсс» [1925] посвящен Германии XVIII в. История еврейского финансиста, сделавшегося первым министром у герцога Вюртембергского и проводившего жестокую, разорительную для народа политику, повернута Фейхтвангером так, чтобы «исторический пессимизм» получил моральное и философское оправдание. Роман принес автору мировую известность. Фейхтвангера за этот роман обвиняли как в еврейском национализме, так и в антисемитизме.

Трилогия об Иосифе Флавии

Фейхтвангер продолжил работу над еврейской темой в своей трилогии об иудейско-римском историке Иосифе Флавии; первая часть романа — «Иудейская война» — вышла в 1932, вторая — «Сыновья» — в 1935, заключительная часть — «Настанет день» — в 1945 г.

Иосиф Флавий, патриот и участник восстания Иудеи против римского владычества, перешёл на сторону римлян и стал одним из знаменитейших писателей-историков античного мира. В «Иудейской войне» и «Сыновьях» проблема отхода от еврейства оборачивается темой борьбы за единую космополитическую культуру, в которой должно найти гармоническое сочетание всё то лучшее, что несли в себе культуры греко-римская и еврейская.

Историческая активность героя предыдущего романа Фейхтвангера, Зюсса, была объективно вредоносной, даже преступной, а трагизм личной судьбы — бесплодным. Активность Иосифа Флавия совсем иного рода, она имеет общечеловеческую цель: слить воедино два мощных культурных потока, уничтожить бессмысленную ненависть между людьми разной крови. Трагедия Иосифа в том, что он одинок в своем сознании гражданина вселенной, и потому его задача невыполнима.

«Успех»

Фейхтвангер написал ряд романов о современности. Эти вещи глубоко злободневны. Им свойственны публицистичность и памфлетность. В «Успехе», «Семье Опперман», «Изгнании» развернута «современная история» Западной Европы — на фоне крушения буржуазной демократии в Германии и установления нацистской диктатуры.

В романе «Успех» представлена жизнь Баварии 1919—1923 гг. Послевоенный экономический, политический и моральный кризис. Подготовка и проведение «пивного путча». Фейхтвангер дал сатирический портрет «фюрера» Руперта Кутцнера. В романе — ведущая тема отвлеченной «справедливости», воплощенная в борьбе за освобождение Крюгера, заключенного в тюрьму из политических соображений — на основании лжесвидетельства. Роман «Семья Оппенгейм» написан сразу после прихода нацистов к власти в Германии.

Последние годы творчества

В послевоенные годы, живя в США, писатель пришёл к пониманию того, что творцами истории являются народные массы. Эта мысль, ставшая для него итоговой, проходит через все его поздние произведения, углубляя их реализм и сообщая им оптимистичность, не свойственную его раннему творчеству.

Если в ранний период духовного развития для Фейхтвангера идея общественного прогресса представлялась по меньшей мере сомнительной, то истинным героем его поздних произведений стал «…тот незримый кормчий истории, который был открыт в восемнадцатом столетии, в девятнадцатом тщательно изучен, описан и превознесён, с тем чтобы в двадцатом быть тяжко клеветанным и отвергнутым: прогресс».

Фейхтвангер решительно выступал против усиления международной реакции, против пропаганды холодной войны. Он пишет пьесу «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне», в которой разоблачает организаторов «охоты на ведьм» — процессов над жертвами комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. В последних своих романах, «Испанская баллада», и «Иеффай и его дочь», Фейхтвангер развивал идеи прогресса и гуманизма.

В СССР первого послевоенного десятилетия книги Фейхтвангера не издавались, а он подвергался жесткой критике в советской прессе. С 1955 года возобновилось массовое изданий произведений Фейхтвангера.


Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Библиография (неполная)

  • Царь и танцовщица (1917)
  • Персы, по Эсхилу (1917)
  • Мир, по Аристофану (1918)
  • Военнопленные (1919)
  • Томас Вендт др. название 1918 год(1920)
  • Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ (1923)
  • Еврей Зюсс (1926)
  • Успех (1930)
  • Иудейская война (1932)
  • Семья Опперман (1933)
  • Сыновья (1935)
  • Лже-Нерон (1936)
  • Статьи журнала «Ворт» (1936—1939)
  • Изгнание (1938)
  • Братья Лаутензак (1943)
  • Симона (1944)
  • Настанет день (1945)
  • Лисы в винограднике (1947)
  • Гойя, или Тяжкий путь познания (1952)
  • Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо (1952)
  • Испанская баллада (1954)
  • Иеффай и его дочь
  • Чёрт во Франции (1941)

Трилогия об Иосифе Флавии (годы издания см. выше)

  1. Иудейская война
  2. Сыновья
  3. Настанет день

Фильмография

  • Гойя, или Тяжкий путь познания
  • Семья Оппенгейм
Поделиться: