9 июля 1938 года в украинском городе Днепропетровске родилась девочка, которую назвали Лия. Выросла она буквально на сцене – Меджид Салехович Ахеджаков в молодости пел в оперетте, а потом стал главным режиссером в Адыгейском областном драматическом театре, и там же работала актрисой мать Лии, Юлия Александровна.
Детство Лии пришлось на страшные годы войны и послевоенной разрухи, и уже маленькой она знала, что театр – это не только высокое искусство, а буквально спасение для измученных войной людей, нуждавшихся в отдыхе, радости и сказке. В конце сороковых актеры работали без выходных, в холодных клубах, и ежедневно часть труппы уезжала играть в деревне или другом городе. Юлия Александровна, болевшая туберкулезом, играла в этих условиях леди Мильфорд в «Коварстве и любви» и вышла на сцену, даже в день похорон бабушки Лии.
Родители не хотели, чтобы Лия стала актрисой, и мечтали, что она получит более надежную и основательную профессию инженера или врача. Но Лия думала только о сцене. Школу Лия закончила с золотой медалью и уехала в Москву. В одном из театральных вузов девушке сказали, что даже талант не поможет ей стать актрисой – мешает неприметная внешность. Попытка поступить в МГУ, на отделение журналистики, тоже не удалась, и Лия отдала документы в институт цветных металлов. Проучившись там полтора года, она окончательно убедилась, что жить без театра не может, а студенческая самодеятельность – только эрзац настоящей сцены. И Лия вернулась домой.
Отец не желал и слышать о ее мечтах и жестко объяснил дочери, что ее внешность годится только для амплуа травести, а это не принесет ей не удовольствия, ни славы. Но Лия стояла на своем, а добиться желаемого ей помогли упорство и внутренняя уверенность в собственном таланте. Она занималась в адыгейской студии актерского мастерства, выучив для этого адыгейский язык, играла в местных спектаклях и все-таки сумела поступить в ГИТИС.
Свою актерскую карьеру Лия начала еще будучи студенткой, на сцене Московского ТЮЗа – и действительно в амплуа «травести». В ТЮЗе она играла шестнадцать лет. Поначалу надеялась на роли, подобные шекспировской Джульетте, но по воле режиссеров изображала Тараску Бобунова в спектакле по Кассилю «Будьте готовы, Ваше высочество!», ослика Иа-Иа в «Винни-Пухе», Женьку в пьесе «Мой брат играет на кларнете» по повести Алексина, Пеппи Длинный чулок и множество других мальчиков, петухов, поросят в детских спектаклях.
Именно в ТЮЗе она познакомилась с актером Валерием Носиком, который стал ее первым мужем. Но семейная жизнь у них не сложилась, и Лия ушла, оставив мужу квартиру, купленную ей в Москве отцом. Помня о сказанных когда-то словах отца, что она не должна жаловаться на судьбу, Лия переносила все неприятности стоически, хотя и считала время, проведенное ей в ТЮЗе, потерянным во всех отношениях.
В 1973 году Лия Ахеджакова дебютировала в кинематографе и за четырехминутную роль Аллочки Кузнецовой в картине «Ищу человека» получила призы международных кинофестивалей в Локарно и Варне. Но любовь зрителей пришла к актрисе после участия в фильмах режиссера Эльдара Рязанова. Именно Рязанов сумел раскрыть в кинематографе специфический, но несомненный талант Ахеджаковой. Огромную популярность Лия Меджидовна обрела уже после роли Тани в знаменитой «Иронии судьбы, или С легким паром» (1975 год), сумев в незатейливом и комическом второстепенном персонаже показать и неустроенность своей героини, и ее внутреннее одиночество.
Очень интересна роль в «Служебном романе» (1977 год) – здесь актриса неожиданно для всех предстала невероятно энергичной, обаятельной и кокетливой секретаршей Верочкой. Но уже следующий фильм Рязанова «Гараж» (1979 год) раскрыл для зрителей Ахеджакову не только как характерную комедийную актрису, но и как актрису с незаурядным драматическим даром. А за роль интеллигентной нищенки в трагикомедии 1991 года «Небеса обетованные» Лия Меджидовна получила премию «Ника» за лучшую второплановую женскую роль. Каждое появление Ахеджаковой на экране вызывает интерес, даже если ее роль эпизодична. Иногда ее героини кажутся нереальными, ведут себя совершенно неадекватно, но уникальность эмоционального дара актрисы заставляет верить самому гротескному ее персонажу.
Изменить свою театральную судьбу она решилась только в 1977 году: бесповоротно рассталась с детским театром и ушла на сцену «Современника». Актрисе не сразу повезло и здесь – она долго оставалась без работы и считала себя ненужной. В те времена в театральном искусстве имел место штамп так называемого «положительного героя», и в этот штамп актриса не вписывалась ни внешностью, ни внутренним миром. Позже сама Ахеджакова скажет, что для творчества порой полезны и боль, и неуверенность, и даже отчаяние.
Расширить репертуар в театре и подняться на более высокий уровень Лии Меджидовне помогла Галина Волчек, главный режиссер «Современника». Но по-настоящему сценическую карьеру Ахеджаковой переменил спектакль «Квартира Коломбины», поставленный в 1985 году специально для нее режиссером Романом Виктюком. На счету актрисы есть и другие великолепные работы: миссис Форд в шекспировских «Виндзорских насмешницах», Зина Абрамова в «Крутом маршруте» Евгении Гинзбург, Леона Доусон в спектакле «Предупреждение малым кораблям» по Теннессии Уильямсу, Рахель в «Трудных людях» Йосефа Бар-Йосефа.
В личной жизни ей везло куда меньше, чем в кино. Второй брак Лия Меджидовна заключила с Борисом Кочейшвили, художником-графиком, но и этот союз не принес ей счастья. После развода с Борисом актриса десять лет прожила одна.
В середине девяностых Ахеджакова пришла в частную антрепризу и обрела огромный успех в спектакле Бориса Мильграма «Персидская сирень» (пьеса Николая Коляды). Очень высоко отметили критики в 2001 году игру Ахеджаковой в пьесе «Селестина» – Лия Меджидовна создала на сцене образ главной героини этой пьесы – колдуньи и сводницы Селестины. Эта удача была не единственной в году: шестидесятитрехлетняя актриса вышла замуж по взаимной любви.
С московским фоторепортером Владимиром Персияниновым Ахеджакова познакомилась на вечеринке, и больше они не расставались. Владимир и сейчас занимается фотографией и фотовыставками, но основной его заботой стали дела жены. Он превратился в личного агента и менеджера Лии Меджидовны и помогает актрисе в ее общественных делах. Но это не главное – по словам Ахеджаковой, Владимир сумел исполнить ее мечту о семейном уюте, гармонии и защищенности.
Лия Меджидовна по сию пору выглядит великолепно: она энергична, подтянута и жизнерадостна. Но иначе и не может быть, ведь живет Ахеджакова буквально в сумасшедшем темпе. Она играет на сцене, снимается в кино, ездит на гастроли с антрепризой и не устает помогать людям. В любой ситуации эта умная, тонкая и самобытная актриса остается веселой, бодрой, язвительной и неотразимой.