Людмила Марковна Гурченко родилась в Харькове в 1935 году, 12 ноября. Отец ее, Гурченко Марк Гаврилович, профессиональный музыкант, в основном, играл и пел на праздниках и утренниках. Мать, Елена Александровна, в девичестве Симонова, помогала ему в работе. Несмотря на то, что у Марка Гавриловича была инвалидность, с началом Великой Отечественной войны он записался в армию добровольцем. Семья осталась в Харькове. Лишь после освобождения оккупированного города, осенью 1943 года, Людмила смогла начать учиться, а еще через год приступила к занятиям в музыкальной школе.
С ранних лет Людмила мечтала стать артисткой, и в 1953 году, закончив десятилетку, она едет в Москву и поступает во ВГИК. Там, в мастерской С. Герасимова и Т. Макаровой, был отмечен ее несомненный талант в актерской работе. ВГИК Людмила оканчивает в 1958 году, но еще до окончания учебы Эльдар Рязанов приглашает студентку на роль Леночки Крыловой в знаменитой комедии «Карнавальная ночь». Эта роль оказалась для Людмилы Гурченко знаковой, а песня «Пять минут» в ее исполнении стала настолько популярной, что юную актрису узнавали на улицах.
В студенческие годы она вышла замуж за красавца Бориса Адроникошвили, историка и сценариста. Но этот брак распался всего через три года, хотя в нем актриса родила дочь Машу. К слову сказать, дочь Гурченко не имеет отношения ни к кино, ни к театру. Брак Гурченко с Иосифом Кобзоном стал еще более неудачным и не принес радости ни той, ни другой половине.
Гурченко активно снимается в кино в 1960-х годах и создает замечательные образы в комедиях и мелодрамах «Девушка с гитарой», «Гулящая», а также в драмах «Балтийское небо», «Рабочий поселок», «Роман и Франческа». И все же в это время Гурченко мало заметна как актриса. Только в производственной мелодраме «Старые стены», вышедшей в 1974 году, она сыграла роль директора на ткацкой фабрике. Этот фильм был удостоен государственной премии РСФСР.
Всего за этот период своей деятельности актриса создала более тридцати ролей в кинематографе, но в «большом кино» ее не замечали. Подъем начался в 1970-х, и Гурченко постепенно завоевывает не только кинематограф, но и театр. Она снимается преимущественно в фильмах-опереттах и музыкальных комедиях – «Табачный капитан»(1972 год), «Цирк зажигает огни» (1973 год), «Соломенная шляпка» (1974 год), «Небесные ласточки» (1975 год).
В 1976 году Людмилу Гурченко приглашают сниматься в фильме «Мама». Ради этой роли она вынуждена отказаться от съемок у Михалкова в «Неоконченной пьесе для механического пианино». На съемках фильма «Мама» один из исполнителей, Олег Попов, величайший российский клоун, случайно ломает актрисе ногу. Этот перелом мог быть фатальным в артистической карьере Гурченко, но ее упорство и специальная гимнастика сделали невозможное – актриса не только встала на ноги, но и снова начала великолепно танцевать.
К сожалению, роли Гурченко создали ей определенное амплуа, и, хотя все признавали яркость и неподражаемость ее выступлений, актриса всячески старалась разрушить закрепившийся за ней штамп комедийной актрисы и страстно желала сыграть серьезные, запоминающиеся роли. Первой такой работой стала роль Риты в мелодраме «Любимая женщина механика Гаврилова», вышедшей на экраны в 1982 году. Следующая роль Веры Нефедовой в комедии «Вокзал на двоих», снятой Эльдаром Рязановым, закрепила успех. Эти роли были отмечены в Маниле, на кинофестивале в 1982 году (приз «Золотой орел») и в Ленинграде на ВКФ-83. Журнал «Советский экран» в 1983 году признал Людмилу Гурченко лучшей актрисой года.
Не отказывалась Людмила Гурченко и от небольших ролей, к примеру, в фильме «Полеты во сне и наяву» (1983 год), и даже снималась в эпизодических ролях, в которых создавала тонкие, полные жизни женские образы («Познавая белый свет», 1979 год).
В конце столь успешного для себя периода актриса написала книгу воспоминаний, вышедшую в 1982 году – «Мое взрослое детство».
Практически все актеры и режиссеры, с которыми работала Людмила Гурченко, поражались ее невероятной работоспособности, требовательности к себе и к партнеру, одержимостью любимой профессией. Она не только учила на съемочных площадках окружающих, но и сама брала у них лучшее. Дружеские и теплые отношения были у Гурченко с Олегом Басилашвили, Никитой Михалковым и его братом Андроном Михалковым-Кончаловским. В 1978 году на экраны вышел фильм «Пять вечеров», где Гурченко работает со Станиславом Любшиным и создает очередной великолепный женский образ.
В 1990-е годы актриса более строго подходит к предлагаемым ей ролям. На экране она появляется реже. В 1993 году Гурченко повторила знакомый зрителю образ в «Прохиндиаде-2», сыграла независимую и властную женщину в «Нелюде» (1990 год) и в «Белых одеждах» (1992 год). В поисках необычных ролей Гурченко начинает работать в антирепризном театре. По произведению Моэма режиссер Л. Трушкин создает спектакль «Недосягаема», где актриса предстает в совершенно новом амплуа – одинокой женщины средних лет.
Несмотря на возраст, Людмила Марковна сохраняла легкость и изящество молодости, давала интервью и играла на театральной сцене. При участии в съемках фильма по мотивам произведений Набокова «Секс-сказка» Людмила Гурченко знакомится с Сергеем Сениным, продюсером. Они встречаются вновь на съемочной площадке фильма «Любовь», и вспыхнувший роман длится до конца жизни актрисы.
Людмила Марковна Гурченко скончалась от тромбоэмболии легочной артерии 30 марта 2011 года. В последний путь ее проводили, как и положено великой актрисе, аплодисментами. Она покоится на Новодевичьем кладбище в Москве.
В своей жизни актриса сделала очень многое – не зря ее сравнивают с Любовью Орловой и Марлен Дитрих. Легенда российского кино, Людмила Гурченко жила и умерла любимой миллионами зрителей.