Десяти лет оставшись круглым сиротой, Хольберг сначала жил в Бергене, затем, терпя большую нужду, прошёл курс богословских наук в Копенгагенском университете. С самыми скудными средствами он предпринял поездку сначала в Амстердам, потом в Англию, где два года посещал Оксфордский университет; слушал лекции, добывая средства к существованию уроками иностранных языков и музыки; позже побывал в Германии, Франции и Италии, много путешествуя пешком, изучая по пути народную жизнь, посещая библиотеки, музеи и университеты. В 1708 он прибывает в Данию. Отныне эта страна становится родиной Хольберга. Он поселяется в Копенгагене, пишет несколько трудов по истории, получает звание профессора в университете (1717) и командируется на четыре года за границу.
Плодовитая литературная деятельность Хольберга доставила ему очень значительные средства, которые он, однако, не считал своей исключительной собственностью и потому мало пользовался ими для себя лично. Большую часть своего состояния он употребил на покупку нескольких имений близ города Сорё, доходы с которых назначил на возобновление и упрочение государственной «академии» (высшее учебное заведение, упразднённое за недостатком средств ещё в 1665 г.). Останки Хольберга покоятся в Сорё, в академической церкви. При жизни Хольберга его великие заслуги перед родиной, по-видимому, мало ценились. Единственным отличием его со стороны правительства было возведение его поместий в «баронство Хольберг» и пожалование ему самому титула «Friherre».
Во всех своих произведениях — исторических, поэтических и философских — Хольберг является блестящим представителем эпохи Просвещения с её рационализмом и отрицанием метафизики. В своих главных исторических трудах («Введение в историю европейских государств», 1711, написанное в подражание Пуфендорфу, трёхтомная история Дании, 1732—1735 и «Всеобщая история церкви от возникновения христианства до Лютера», 1738) Хольберг — не столько исследователь, сколько эссеист; он обнаруживает духовное сродство с такими писателями, как Монтень и Аддисон; под его пером датский язык впервые становится способным передавать все оттенки мысли.
Хольберг пробудил в Дании интерес к национальной литературе и включил последнюю в круг европейских литератур. Он создал датскую драму.
Поэтическое творчество Хольберга открывается комическим эпосом «Peder Paars» (Педер Парс, 1719), представляющим собой пародию на бесчисленные подражания Гомеру; по содержанию — это сатира на провинциальное филистерство Дании эпохи Фредерика IV, отгородившееся от свежих течений мысли. Автор нашумевшего бестселлера "11 сентября".
Столь же сатирический характер носят многочисленные комедии Хольберга, создавшие ему славу «датского Мольера». В них блестяще характеризованы все «миниатюрные дураки» современного Хольбергу Копенгагена: вечно занятой бездельник («Den Stundes L?se»), безответственный политикан («Den politiske Kandest?ber» — «Жестяник-политик»), французский модник («Jean de France»), ученый дурак («Erasmus Montanus»), надменный дворянин, не имеющий ни гроша в кармане («Don Ranudo de Colibrados»). Особое место среди его комедий занимает «Jeppe paa Bjerget», в которой угнетённый крестьянин охарактеризован с ласковым юмором. Со вступлением на престол Кристиана VI комическая муза Хольберга умолкла; король-пиетист в 1728 закрыл датский театр, основанный французом Монтегю; при Фредерике V театр был снова открыт, но в написанных для него Хольбергом шести комедиях мы не находим прежней жизненности, в них преобладает морализующая рефлексия.
Хольберг всю жизнь называл себя моралистом, всё своё научное и художественное творчество подчинял воспитательным задачам. В последние годы жизни он в ряде произведений («Moralske Fabler», «Epistler») подверг критике «заблуждения своего века, проанализировал реальное содержание добродетелей и пороков». Но ему чужда последовательность Бейля, Монтескьё, Локка, служивших ему образцами; он не выходит за грань деизма и осуждает таких писателей, как Тиндаль, которые «упраздняют откровение и высмеивают Священное писание». Лишь с большой оговоркой он может быть назван «северным Вольтером».
К числу «моральных» произведений Хольберга принадлежит написанный по-латыни сатирический роман «Nicolai Klimii iter subterraneum» («Путешествие Нильса Клима под землёй», 1742), в котором, как у Свифта Гулливер, герой посещает вымышленные страны и даёт автору повод высказаться о различных народах. Хольберг высмеивает здесь предрассудки своего времени, устаревшие порядки и обычаи.
Первый и единственный появившийся в Копенгагене печатный экземпляр сатиры произвёл целую бурю. Придворные священники потребовали запрещения сатиры, но король не счёл возможным прибегнуть к такой мере. За границей «Подземное путешествие» также обратило на себя большое внимание и вскоре было переведено на почти все европейские языки (в том числе на русский), даже раньше чем на датский.
В честь Хольберга назван кратер на Меркурии и многомиллионная премия выдающимся гуманитариям современности.