Популярные
На фото Луи Дюрей

Луи Дюрей

французский композитор первой половины XX века, получивший известность главным образом в качестве одного из участников группы «Шести»
Биография

Биография

Луи Дюрей (Louis Durey) родился в Париже 27 мая 1888 года в семье типографского рабочего. В Парижской консерватории Дюрей не учился и до 19 лет не собирался стать профессиональным музыкантом. Его планы резко поменялись в 1907 году после посещения театра, где исполнялась опера Дебюсси «Пеллеас и Мелисанда». Ещё до получения диплома Высшей Коммерческой Школы (1908), он как вольнослушатель — частным образом поступил в Schola cantorum (Школа канторов), где начал брать уроки фортепиано, сольфеджио, гармонии, контрапункта, фуги и композиции у профессора Леона Сен-Рекьё, однако, курс не окончил и диплома не получил. Как композитор и дирижёр Дюрей был – самоучкой. В одно время с Дюреем Schola cantorum закончил и сорокалетний Эрик Сати (с дипломом сочинителя музыки). В период с 18 до 23 лет Дюрей последовательно прошёл через увлечение импрессионизмом, атональной музыкой, нововенской школой и музыкой Арнольда Шёнберга. Ранние сочинения Дюрея написаны в довольно тонкой («французской») атональной манере, среди них особо выделяются хоры a capella на стихи Анри де Ренье и Шарля Орлеанского.

Эрик Сати и Дюрей

Чуть позднее, в 1911 году Луи Дюрей впервые столкнулся с творчеством очень особенного, ярко-эксцентричного музыканта и композитора Эрика Сати, а спустя год — познакомился с ним лично и стал его ярым последователем — («сатистом»). Под непосредственным влиянием творчества Сати, Дюрей резко меняет свой стиль и переходит к скупому линеарному письму, без особых тональных и гармонических тонкостей. Именно тогда начинается второй и самый продуктивный период в жизни Дюрея, так называемый «сатистский период». Свои первые сочинения Дюрей написал в 1914 году, однако первым его исполненным опусом стали «Колокола» (фр. Carillons) для фортепиано в четыре руки, их сыграли в 1917 году на концерте в честь Эрика Сати.

Одним из первых толчков, пробудивших музыкальную молодёжь Франции к восстанию против «дебюссизма» и академической затхлости, стал спектакль «Парад» на музыку Сати. Значение этого взрыва в области эстетики и идеологии искусства переоценить было невозможно. В очередной раз за свою жизнь Сати выступил дерзким ниспровергателем ценностей и создателем новых путей. Даже полвека спустя об этом событии его участники и свидетели вспоминали в превосходных выражениях. Вот несколько слов, сказанных Франсисом Пуленком о премьере «Парада»:

В противовес академическому Национальному музыкальному обществу и Независимому музыкальному обществу, находившемуся под влиянием Форе, Равеля и Шмитта, Сати ещё во время войны организовал «Концерты новых молодых» (фр. Les concerts des Nouveaux Jeunes). Первый концерт этой группы состоялся в Париже вскоре после премьеры «Парада», 6 июня 1917 года, В программе была сюита из балета «Парад» Сати, фортепианное трио Орика, «Колокола» Дюрея и шесть поэм Онеггера на стихи Аполлинера. После первого успеха к группе присоединился ещё и вернувшийся с фронта Ролан-Манюэль.

В конце войны одним из центров притяжения для парижской артистической молодёжи стал маленький театральный зал на Монпарнасе «Старая голубятня» (фр. Th??tre du Vieux-Colombier), во главе которого стояла певица Жанна Батори. Здесь проходили вечера новейшей поэзии, ставились пьесы начинающих драматургов и звучала музыка молодых (и новых молодых) композиторов. Именно «Старую голубятню» и ещё один небольшой концертный зал на улице Юген Эрик Сати выбрал в качестве плацдарма для наступления радикальной композиторской группы, объединившейся под эгидой «Концерты новых молодых». Именно здесь произошло знакомство между будущими членами «Шестёрки»: Онеггером, Ориком, Тайефер, Дюреем и Пуленком. И только один Дариус Мийо в это время находился в Бразилии (на дипломатической службе). 15 января 1918 года в театре «Старой голубятни» Жанна Батори спела циклы песен Онеггера, Тайефер, Орика, Дюрея, Пуленка и Ролана-Манюэля. Прообраз «Шестёрки» (с заменой отсутствующего в это время Дариуса Мийо) был налицо.

Психологическая несамостоятельность, неустойчивость взглядов и постоянный поиск внешней опоры, как творческой, так и дружеской является одним из образующих качеств личности Дюрея. Именно отсюда произрастают его творческие перемены и метания от одного учителя или образца – к другому. Вместе с тем, можно сказать, что Дюрей каждый раз был верным и искренним учеником и другом. В нескольких концертах «Новых молодых» 1917 года, устроенных Эриком Сати против группы «просто» Молодых Равеля, Дюрей выступал вместе с Жоржем Ориком и Жаком Ибером, всячески демонстрируя свою полную лояльность Эрику Сати. После премьеры балета Сати «Парад» Дюрей пишет очевидно подражательную сюиту «Цирковое представление» для фортепиано, вскоре достаточно грубо обруганную Эриком Сати. Затем Дюрей (временно) переметнулся в группу сателлитов Мориса Равеля (группа «Молодые»), но спустя ещё полгода (после премьеры драмы «Сократ» Сати) снова вернулся обратно. Именно в это время он пишет ещё несколько произведений откровенно эпигонского характера (так или иначе посвящённых Сати). Его «Эпиграммы Феокрита» и «Стихотворения Петрония» (1918 года) несут на себе неприкрытые следы влияния «Сократа» – что каждый раз происходило к большому неудовольствию Сати, который не ценил имитаторов и никогда не стремился проложить для своих учеников (реальных и возможных) «торную дорогу» для подражания.

Несомненно, что немалая часть пафоса этих слов была адресована лично Луи Дюрею, который постоянно раздражал Сати сочетанием, казалось бы, несочетаемых качеств: эпигонства и непостоянства. Ничуть не меньше, чем подражание не нравилось Сати видеть, как Дюрей в 1917 году позволил «совратить себя» Равелю, который не гнушался в выборе средств, чтобы наладить контакты с молодыми музыкантами и, не колеблясь, вербовал себе сторонников в окружении Сати, в полную противоположность ему возникавшем совершенно спонтанно. В конце концов, чтобы выказать своё крайнее неодобрение Дюрею, Сати дошёл до того, что спустя всего полтора года объявил о своём выходе из рядов основанных им же самим «Новых Молодых», чем вызвал окончательный распад этой группы (и ускорил её дальнейшее превращение в «Шестёрку»).

Что показательно, это письмо «о своей отставке» Сати не отправил по почте, а вручил лично в руки Луи Дюрею, притом не удостоив его ни единым словом объяснения. В документальном фильме, снятом уже в начале 1970-ых годов, Дюрей с грустной улыбкой изобразил эту сцену, которая накрепко врезалась в его память. В начале 1920-х годов в своих лекциях о «Шестёрке» Сати (как бы в отместку) станет определять Дюрея как «чистого импрессиониста», термин, который в эту эпоху борьбы различных музыкальных тенденций означал безнадёжную отсталость. Кроме того, Дюрей был не только подвержен импрессионизму, но и оказался единственным из «Шестёрки», кто не прошёл через увлечение джазом.

И тем не менее, несмотря на все личные проблемы и конфликты, уважение и к Сати, и к Равелю (одновременно) осталось у Дюрея в крови (как у верного ученика). Между прочим, он и Онеггер стали теми двумя «отщепенцами» из Шестёрки, которые отказались подписать едкий памфлет Сати против Равеля, в котором была такая центральная фраза: «…Равель не принял Орден Почётного легиона, но всё его творчество этот орден принимает...»

Ещё 28 июля 1919 (за полгода до знаменитой статьи Колле, ставшей манифестом «Шестёрки»), Жан Кокто написал о тех же шести молодых композиторах, посвятив Дюрею по-настоящему проникновенные строки.

В двух исторических статьях (16-23 января 1920 года) парижский музыковед и критик Анри Колле (по прямому указанию Кокто) включил Луи Дюрея в состав группы «Шести». Первая статья носила название: «Русская пятёрка, Шестёрка французов и Эрик Сати». Вторая статья в своём заголовке попросту перечисляла членов новой группы: «Шестёрка французов: Дариюс Мийо, Луи Дюрей, Жорж Орик, Артюр Онеггер, Франсис Пуленк и Жермена Тайерфер». На первых порах Дюрей отличался большим радикализмом в поведении. К примеру, Дариус Мийо рассказывал следующую историю: 24 октября 1920 года в Париже под управлением Габриэля Пьерне состоялся концерт, где прозвучала симфоническая сюита Мийо из музыки к драме Клоделя «Протей» и «Интерлюдии» Онеггера к пьесе Макса Жакоба «Смерть святого Альмеена». В своих воспоминаниях Мийо пишет:

Впрочем, являясь в чистом виде продуктом «газетной сенсации» (или информационной технологии) — группа не представляла собой единого целого и реально просуществовала не более двух лет. Кроме того, уже к середине 1920 года личное и творческое отношение Сати к Дюрею перешло в фазу окончательной обструкции. В это время Сати не называл Дюрея иначе, чем «холодной телятиной без горчицы» или «тупым медведем». В результате Луи Дюрей постепенно отдалился от прежних приятелей, он участвовал в первой коллективной акции «Шестёрки» (Альбом группы «Six»), но уже среди пяти авторов (пяти из «Шестёрки»), оформлявших фарс Кокто «Новобрачные на Эйфелевой башне» его имя не значилось. Уже в начале 1922 года в своей статье «Новая музыка во Франции» Кокто написал о «Шестёрке» в прошедшем времени: «Так что группа «Шести» (или, точнее, «Пяти», поскольку Дюрей от них отдалился) – это объединение чисто дружеского порядка, которое общается с художниками и поэтами, и каждый в нём сохраняет свободу, уважает то, что кажется ему хорошим, и сочиняет, что захочет. Нет ничего проще. Однако слишком простые вещи воспринимаются плохо. Наших музыкантов постоянно упрекают – то в том, что они работают единой командой, то в том, что они не составляют общности и слишком друг от друга отличаются». А спустя ещё год Сати сообщил об окончательном распаде «Шестёрки».

Затем Дюрей и вовсе на несколько лет уехал из Парижа в Сан-Тропе (тогда это место ещё не стало столь модным и посещаемым богемой). В 1927-1935 годах для Луи Дюрея настало время застоя, его профессиональный и творческий уровень возрастал более медленно и неровно, чем у остальных членов «Шестёрки», с многочисленными творческими срывами и остановками.

Дюрей после Сати

И тем не менее, несмотря на слабое и весьма непродолжительное участие в группе, широкая известность Дюрея была основана прежде всего на его членстве в «Шестёрке». Достаточно чётко об этой группе композиторов спустя тридцать лет высказался в своих беседах с Клодом Ростаном один из самых ярких её участников, Франсис Пуленк:

Более тридцати лет спустя, сам Луи Дюрей, (в то время уже крупный функционер коммунистической партии Франции и «генеральный секретарь» Народной музыкальной федерации), вспоминал о событиях своей молодости и совместных концертах группы «Шести» в своей почти номенклатурной по стилю и тону статье, опубликованной в журнале «Советская музыка». В целом его тон был благожелательным, хотя и несколько снисходительным:

В 20-е годы творческая деятельность Дюрея оставалась несколько в тени. Его интересы в основном находились в области не слишком популярных камерных жанров: вокальной и фортепианной миниатюры и инструментального ансамбля.

И только к 1935 году Луи Дюрей наконец-то нашёл своё настоящее место, которое он столь тщательно искал все предыдущие годы и которое отныне стало его местом – до конца жизни. По инициативе Ромена Роллана, Шарля Кёклена, Луи Дюрея и Роже Дезормьера (ещё одного ученика Эрика Сати по так называемой Аркёйской школе) в Париже была создана массовая организация – Народная музыкальная федерация Франции, целью которой стало объединение левых антифашистских сил Народного фронта в области музыки. Как не профессиональный (с официальной точки зрения) музыкант, с самого первого дня основания «оппозиционной» Народной музыкальной федерации Луи Дюрей активно вошёл в число сначала её участников, а потом и руководителей. Вместе с Шарлем Кёкленом и Альбером Русселем он создаёт эту новую (альтернативную) демократическую структуру и активно участвует в её работе. Первым президентом 1 июня 1936 года был избран Альбер Руссель. Через год (после смерти Русселя) президентом федерации становится Кёклен, и тогда же, с 1937 года Луи Дюрей занимает пост «генерального секретаря» Народной музыкальной федерации при её ещё старорежимном «буржуазном президенте», Шарле Кёклене. На этом посту Дюрей остаётся до 1954 года, а после смерти Кёклена, в ноябре 1954 года его выбирают третьим президентом. В годы, оставшиеся до начала войны Дюрей много ездит по стране, помогает организовывать рабочие хоры (и дирижирует ими), а также сочиняет большое количество патриотических и антифашистских песен для их

Поделиться: