Популярные
На фото Луиза Буржуа

Луиза Буржуа

американский скульптор, живописец и график французского происхождения
Дата рождения:
1911-12-25
Дата смерти:
2010-05-31
Биография

Образование

  • 1921—1927 Lyc?e F?nelon, Париж
  • 1932—1935 Изучала математику в Сорбонне, Париж
  • 1935—1936 ?cole du Louvre, Париж
  • 1936—1937 Atelier Roger Bissi?re de l‘Acad?mie Ranson
  • 1936—1937 Acad?mie d‘Espagnat
  • 1936—1938 ?cole des Beaux-Arts with Devambez and Colarossi, Париж
  • 1937—1938 Acad?mie de la Grande Chaumi?re with Othon Friesz and Wl?rick, Париж
  • 1938 Acad?mie Julian, Париж
  • 1938 Acad?mie Scandinavie with Charles Despiau

Биография

Луиза Буржуа родилась 25 декабря 1911. Её детство и отрочество прошли в Обюссоне. У родителей была мастерская по реставрации шпалер. В эти ранние годы Луиза Буржуа стала свидетельницей супружеских измен отца с английской гувернанткой, жившей у них в доме. Эти события, ранняя смерть матери в 1932 на почве личных переживаний, попытка самоубийства и сложные отношения с отцом оставили глубокие эмоциональные раны, от которых Буржуа пыталась освободиться в дальнейшем при помощи творчества. Дневники, которые она хранила с 1923, говорят о раздиравших Луизу Буржуа чувствах гнева, вины, страха. Богатое символическое творчество Буржуа носит глубоко личный характер, его нельзя рассматривать отдельно от ее истории жизни.

В 1932 Буржуа поступила в Сорбонну, где изучала математику, от начертательной геометрии перешла к геометрическму кубизму, оставила точные науки ради неточного искусствоведения в Школе Лувра и в в Школе изящных искусств, ассистировала Фернану Леже, вела жизнь богемы, увлеклась левыми идеями, сюрреализмом, конструктивозмом и коммунизмом. Тогда же пару раз посетила Советский Союз. Она начала изучать искусство в 1936. В 1938 вышла замуж за американского искусствоведа Роберта Голдуотера, эксперта по первобытному искусству, который стал первым директором нью-йоркского музея первобытного искусства в 1957. В 1939 вместе с мужем переехала в Нью-Йорк. В Америке она окончательно решила, что математика, политика, искусствоведение и живопись не для неё, и обратилась к скульптуре. В 1947 Буржуа сделала первую вертикальную скульптуру из дерева, первая выставка ее скульптур прошла в 1949 году. В 1951 году умер отец художницы, Луиза Буржуа получила американское гражданство. С 1960 году Буржуа начала преподавать на регулярной основе. С 1966 году стала участницей феминистского движения. В 1967 году Буржуа начала использовать мрамор и бронзу при создании скульптур. С 1972 году художница регулярно посещает Италию. В 1973 году умер муж Буржуа, Роберт Голдуотер. В 1977 году художница получила почетную степень доктора изящных искусств Йельского университета. В 1980 году Буржуа покупает большую студию в Бруклине. В 1982 году прошла первая ретроспектива художницы — в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1985 году состоялась первая персональная выставка художницы во Франции. В 1992 году Буржуа показывает первый скульптурный энвайронмент. В 1993 году представляет США на Венецианской биеннале. В 2001—2002 в Эрмитаже прошла выставка работ Буржуа (скульптур, предметов и литографий).

31 мая 2010 года Буржуа скончалась в Нью-Йорке в возрасте 98 лет.

Творчество

Творчество Луизы Буржуа часто называют энциклопедией современного искусства, так как в нем нашли свое отражение все основные направления искусства двадцатого века — кубизм, футуризм, сюрреализм, конструктивизм и абстракционизм. Ее работы — абстрактные и фигуративные, реалистичные и фантасмагоричные, сделаны в различных манерах и из различных материалов, таких как дерево, мрамор, бронза, гипс, латекс и ткань.

В начале творческой карьеры Буржуа занималась графикой и живописью. Отражение послевоенной ситуации можно найти в ряде запоминающихся работ художницы, показанных на ее первой персональной выставке. В сериях «Femme Maison» (1945—1947) и «Fallen Women (Femme Maison)» (1946—1947), Буржуа использовала технику сюрреалистов, сплавляя различные объекты: женское тело и похожие на дома структуры. Эти работы свидетельствуют о роли художницы в качестве первопроходца поколения женщин, сломавших многие барьеры в маскулинных художественных кругах того времени. Кроме того, на более глубоком уровне, эти произведения выражали чувство разочарования и бессилия перед лицом разрушительной угрозы фашизма и войны.

В 1940-х Буржуа сконцентрировала свое внимание на скульптуре, за которую она в настоящее время признана в качестве одного из ведущих мастеров двадцатого столетия. На Буржуа значительное влияние оказал приток европейских художников-сюрреалистов, иммигрировавших в Соединенные Штаты после Второй мировой войны. В начале скульптуры Буржуа состояли из групп абстрактных и органических форм, часто вырезанных из дерева. В 1960-х она начала использовать латекс, бронзу и камень, сами произведения стали больше, начали отсылать к тому, что стало главной темой ее творчества — травматический опыт детства.

В конце 1960-х послевоенный бум закончился и Буржуа стала свидетелем новой волны революционной борьбы (1968—1975) и краха ряда диктатур. Она была не готова к этому новому периоду и обратилась к политике идентичности. Дистанцировав себя от социализма и левых идей во время послевоенного периода в Америке и холодной войны, Буржуа обратилась к «альтернативной» политике, основанной на гендерных проблемах. Типичными работами этого периода являются Sleep II (1967) и Fillette (1968), которые представляют собой интерпретации мужских половых органов.

В 1982 Буржуа написала текст для «Artforum», озаглавленный «Child Abuse» («Жестокое обращение с детьми»), в котором она определила свои художественные концепции почти полностью в рамках детских травм. Иллюстрацией этого периода является мраморная скульптура Femme Maison (1983) — сидящая женская фигура с головой, напоминающей здание. В Femme Maison, созданной в 1994, женская фигура лежит на спине без рук, голова сплавлена с домом, у которого есть маленькая дверь.

В 1980-х творчество Буржуа стало предметом растущего интереса. С одной стороны, различные академические круги приветствовали ее, в связи с экзистенциализмом и феминизмом. С другой стороны, молодые художники интересовались ее жизнью и работой из-за творческой независимости, использования различных стилей, ссылкам к истории искусства и чувствительности к социальным вопросам.

Более поздние работы (конец 1990-х -) включают серию голов и фигур из ткани, изображающих различные стадии боли и отчаяния. Например, в Couple IV (1997), то, что выглядит старомодным дисплеем из провинциального музея, демонстрирует две безголовые тряпичные фигуры, пытающиеся заниматься любовью.

Луиза Буржуа создала свой особый символический словарь, в котором личный опыт и фантазии конкретизированы в выразительные образы. Например, использование паука не является признаком арахнофобии (страх пауков), а свидетельствует об обертывающей и терпеливой матери. Таким же образом, швейные иглы не являются агрессивными символами, а используются для обозначения восстановления потерь. Дома изображены не как убежище, а в качестве камеры или клетки, где присутствует опасность потерять себя.

Широкую известность получили «Пауки» Буржуа — металлические скульптуры огромных пауков. В 1999 художница получила «Золотого льва» 48-й Венецианской биеннале.

Признание

  • Премия Вольфа в области искусств (2002/3).
  • Императорская Премия Японии (1999).

Персональные выставки (1990—2009)

Публичные коллекции

Цитаты

  • «Два изображения ее родителей могут считаться иллюстрациями и в истории искусства ХХ века, и в истории психоанализа. „Разрушение отца“ (1974) с разбросанными по комнате частями родительской плоти, работа, которая сейчас находится в постоянной коллекции музея центра Помпиду, и „Мама“ (1999), серия многометровых металлических пауков на высоких тонких ногах с телом-корзиной, в которой лежат огромные паучьи яйца. Странное название для паука, как может показаться. Угрожающая восьмиметровая мама с яйцами может выражать любые чувства, но менее всего материнскую нежность. Буржуа сама все объяснила. „Почему паук? — отвечала она на вопросы,— да потому что моим лучшим другом была моя мама. Она была такой же умной, терпеливой, чистой, рассудительной и обязательной, как паук. И она умела защитить себя“. Мать занималась ткачеством — семья держала маленькую фабрику ковров, и история девушки Арахны, уличившей богов-отцов в прелюбодеяниях и заставленной за это вечно плести паучьи сети, казалась Луиз Буржуа одним из лучших античных мифов. Арахнофобия превратилась для нее в арахнофилию» — А. Тарханов, «Коммерсантъ», 2011.
Поделиться: