Популярные
На фото Лукино Висконти

Лукино Висконти

выдающийся итальянский режиссёр оперного театра и кино
Дата рождения:
1906-11-02
Дата смерти:
1976-03-17
Биография

Биография

Лукино Висконти родился 2 ноября 1906 года в Милане. Его отец носил титул герцога Висконти ди Модроне, владел замком в Ломбардии, честно служил Савойской династии, покровительствовал театру Ла Скала и в 1914—19 годах возглавлял футбольный клуб «Интернационале». Мать была дочерью богатого промышленника. С юности Лукино увлёкся оперой и полюбил лошадей. В конце 1930-х годов уехал в Париж, где стал ассистентом режиссёра Жана Ренуара.

В годы Второй мировой войны Висконти сблизился с итальянскими коммунистами, помогал Сопротивлению, был арестован по подозрению к организации антифашистского заговора. «Говорят, Висконти стал жертвой сексуального насилия в фашистском пансионе Яккорино, где он провёл пятнадцать суток, приговоренный к расстрелу», — пишет Андрей Плахов, защитивший диссертацию о творчестве Висконти.

В 1943 году на собственные средства и средства компартии Италии, снял свой первый полнометражный фильм «Одержимость» по роману Джеймса М. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды». По словам самого режиссёра, чтобы снять этот прото-нуар, он продал драгоценности, доставшиеся ему от матери. Симпатии к коммунистической партии и «левые убеждения» Висконти сохранил до конца жизни.

Следующий полнометражный художественный фильм — «Земля дрожит» — был снят на Сицилии с участием непрофессиональных актёров и произвёл настоящий фурор в Италии. Предполагалось, что он станет первой частью трилогии о рабочем классе. Трилогия никогда так и не была закончена, однако Висконти был признан одним из гуру итальянского неореализма.

Отойдя от пролетарской тематики, Висконти в своём стремлении к сплавлению романтизма с реализмом чередовал фильмы на современные сюжеты («Самая красивая», 1951; «Рокко и его братья», 1960;, «Туманные звёзды большой медведицы», 1965;, «Семейный портрет в интерьере», 1974), с эпическим воссозданием мира предшествующего столетия («Чувство», 1954; «Белые ночи» по повести Ф. М. Достоевского, 1957).

Этапной в творчестве Висконти принято считать масштабную экранизацию романа Джузеппе Томази ди Лампедуза «Леопард», за которую он в 1963 году был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

С годами режиссёра всё больше влекла тема распада семейных отношений и обречённости того замкнутого, полуфеодального, хотя и высококультурного мира, к которому принадлежали в том числе и его собственные предки. Иногда «утомлённый могильщик европейской культуры» бросает на него критический взгляд, но он не может и не хочет скрывать его красоты и поэтому к беспощадному анализу почти всегда примешиваются нотки любви и грусти.

К числу наиболее спорных работ Висконти относятся фильмы «германской трилогии», в которых режиссёр одним из первых в кино откровенно поднял темы однополой любви и инцеста: в 1969 появилась «Гибель богов», в 1971 — «Смерть в Венеции», в 1972 году — «Людвиг». Предполагалось, что трилогия перерастёт в тетралогию, четвёртой частью которой должна была стать экранизация «Волшебной горы» Томаса Манна. Однако инсульт, перенесенный на съёмках «Людвига», помешал осуществить планы. Лукино Висконти умер 17 марта 1976 года в Риме от сильнейшей простуды. Его последний фильм, «Невинный», снят по мотивам романа Габриэля д’Аннунцио.

Личная жизнь

Висконти не скрывал свою гомосексуальность. В разное время его возлюбленными были фотограф Хорст, режиссёр Франко Дзефирелли, актёр Хельмут Бергер; он также короткое время был обручён с австрийской аристократкой Ирмой цу Виндишгрец.

Театральные постановки

  • 1945 — «Трудные родители» Жана Кокто
  • 1945 — «Пятая колонна» Эрнеста Хемингуэя
  • 1945 — «Антигона» Жана Ануя
  • 1945 — «Адам» Марселя Ашара
  • 1945 — «Табачная дорога» Эрскина Колдуэлла
  • 1946 — «Женитьба Фигаро» Бомарше
  • 1946 — «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса
  • 1947 — «Эвридика» Жана Ануя
  • 1949 — «Трамвай „Желание“» Теннесси Уильямса
  • 1949 — «Орест» Витторио Альфьери
  • 1949 — «Троил и Крессида» Уильяма Шекспира
  • 1951 — «Смерть коммивояжёра» Артура Миллера
  • 1951 — «Соблазнение» Диего Фаббри
  • 1952 — «Хозяйка гостиницы» Карло Гольдони
  • 1952 — «Три сестры» А. П. Чехова
  • 1953 — «О вреде табака» А. П. Чехова
  • 1953 — «Медея» Еврипида
  • 1955 — «Суровое испытание» Артура Миллера
  • 1955 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова
  • 1958 — «Вид с моста» Артура Миллера
  • 1958 — «Взгляни на дом свой, ангел» Томаса Вульфа
  • 1958 — «Двое на качелях» Уильяма Гибсона
  • 1965 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова
  • 1967 — «Эгмонт» Гёте

Фильмография

  • 1943 — Одержимость / Ossessione
  • 1948 — Земля дрожит / La terra trema
  • 1951 — Самая красивая / Bellissima
  • 1954 — Чувство / Senso
  • 1957 — Белые ночи / Le notti bianche
  • 1960 — Рокко и его братья / Rocco e i suoi fratelli
  • 1963 — Леопард / Il Gattopardo
  • 1965 — Туманные звёзды Большой Медведицы / Vaghe stelle dell’Orsa
  • 1967 — Посторонний / Lo straniero
  • 1969 — Гибель богов / La caduta degli dei
  • 1971 — Смерть в Венеции / Morte a Venezia
  • 1972 — Людвиг / Ludwig
  • 1974 — Семейный портрет в интерьере / Gruppo di famiglia in un interno
  • 1976 — Невинный / L’innocente

Эпизоды в киноальманахах

  • 1953 — Мы — женщины / Siamo donne (эпизод «Анна Маньяни» / «Anna Magnani»)
  • 1962 — Боккаччо-70 / Boccaccio '70 (эпизод «Работа» / «Il lavoro»)
  • 1967 — Колдуньи / Le streghe (эпизод «Сожжённая ведьма» / «La strega bruciata viva»)

Документальные фильмы

  • 1945 — Дни славы / Giorni di gloria (межавторский проект)
  • 1951 — Заметки о происшествии / Appunti su un fatto di cronaca (короткометражный)
  • 1970 — В поисках Тадзио / Alla ricerca di Tadzio (телевизионный)

Библиография

  • Лукино Висконти Висконти о Висконти. — М.: Радуга, 1990. — С. 448. — ISBN 5-05-002566-4
  • Лукино Висконти Статьи. Свидетельства. Высказывания. — СПб.: Искусство, 1986. — С. 302.
  • Henry Bacon Visconti : Explorations of Beauty and Decay. — Cambridge University Press, 1998. — С. 297. — ISBN 0-521-59960-1
  • Geoffrey Nowell-Smith Luchino Visconti. — British Film Institute, 2003. — С. 250. — ISBN 0-85170-961-3
Поделиться: