Популярные
На фото Лукреция Торнабуони

Лукреция Торнабуони

супруга Пьеро ди Козимо Медичи и мать Лоренцо Великолепного, итальянская религиозная поэтесса периода Возрождения, патронесса искусств и благотворительница, игравшая большую роль в общественной жизни Флоренции XV века
Биография

Биография

Дочь Франческо Торнабуони, на её сестре был женат Томмазо Содерини. В 1444 году 19-летняя Лукреция была выдана замуж за сына Козимо ди Медичи Старшего — Пьеро I по прозвищу Подагрик (1416-69), образованного и умного человека, бывшего девятью годами старше её. Род Торнабуони был в числе тех семей, которые способствовали возвращению Медичи во Флоренцию после изгнания, и данный брак способствовал укреплению союза между двумя родами. До этого выдать свою дочь Гваральду за Пьетро предполагал Франческо да Баттифолле, но после отказа он разорвал отношения с Флоренцией.

Пьеро был ин­валидом, обреченным на постоянное пребывание в четырех стенах, откуда мог отправиться в путь только на носилках. У Лукреции и Пьеро родилось шестеро детей:

  1. Бьянка (1445—1488), супруга Гульельмо де Пацци
  2. Лукреция, прозванная Наннина (1448—1493), супруга Бернардо Руччелаи
  3. Лоренцо Великолепный (1449—1492), женат на Клариче Орсини (1453-88)
  4. Джулиано (1453—1478), его побочный сын станет папой Климентом VII
  5. младенец мужского пола
  6. младенец мужского пола

Также она воспитывала Марию, бастарда своего супруга. Все дети получили прекрасное образование, изучали философию, классическую литературу, политику и проч. Пишут, что обладая великолепным образованием она также занималась просвещением своих детей.

Благодаря её прямым усилиям был заключен брак между Лоренцо и Клариче Орсини — союз между двумя родами, который окажется особенно ценным в будущем. С целью познакомиться с невестой в 1467 году она отправилась в Рим. Оглядываясь на историю династии Медичи, историки указывают, что именно матримониальная политика Лукреции оказалась одним из самых важных действий в семейной истории, в долгосрочной перспективе способствовавший карьере некоторых Медичи в Ватикане и обеспечивший богатство и престиж семье на несколько столетий вперед. Она занималась управлением имуществом семьи, налаживанием общественных и дипломатических связей и во многом способствовала росту авторитета Медичи.

Супруг поручил ей распределять милостыню среди нуждающихся, кроме того, к этим средствам она добавила свои доходы от торговли землей, финансирования купцов и ремесленников и проч. Её деятельность была ещё одним вкладом в рост популярности Медичи в народе, которая была немаловажным фактором в судьбе семьи. В одном из своих писем Лукреция писала, что то, что хорошо для Флоренции и Тосканы — хорошо для Медичи.

Лукреция не была красавицей: она была близорукой, и имела нос «уточкой» и не чувствовала запахов. Эти качества у неё унаследовал сын Лоренцо. Она не обладала крепким здоровьем, и её организм нуждался в постоянном медицинском присмотре, с целью восстановления сил она проводила много времени за городом, в поместьях и на курорте с серными источниками Морбе, который она выкупила и обустроила.

Она скончалась через несколько лет после неудавшегося заговора Пацци против её сына Лоренцо, в котором всё же погиб её сын Джулиано. После её кончины Лоренцо написал 27 писем разным правителям с сообщением о постигшей его утрате. «Я испытываю страшное горе, — писал он, — потерял я не просто мать, а единственное убежище от неприятностей и вдохновительницу всех моих начинаний». Похоронена рядом со своим супругом в Сан-Лоренцо.

Творчество

Лукреция писала сонеты, даты написания которых неизвестны — в 1478 году Аньоло Полициано пишет, что читал её «laudi, sonneti i trinari». Предполагают, что она начала писать на религиозные темы примерно после смерти её мужа в 1469 году.

Сохранилось 5 её поэм на библейские темы октавами и терцинами (Storie Sacri, об Иоанне Крестителе, Юдифи, Есфири, Сусанне и Товии), 8 laudi (священные гимны на популярную музыку) и 1 canzone. Сохранился её единственный сонет, он был частью поэтического диалога — обмена сонетами между нею и поэтом Бернардо Беллинчиони. По крайней мере, два laudi были опубликованы до её смерти, пять Storie Sacri около 1482 года.

Была в дружбе с такими гуманистами, как Луиджи Пульчи и Анжело Полициано. По её заказу Пульчи пишет самую знаменитую свою поэму «Моргант». Филиппо Липпи она заказала для обители монахов-камальдульцев «Поклонение младенцу Христу», написанное около 1463 года




Во имя Господа предвечного, благого!
Сказание начну, надеясь на Него,
На помощь Божию я уповаю снова;
 
Про вавилонского владыки сватовство,
И как лелеял он любимую в почете,
Про Мардохея с ней сокрытое родство.
 
Была Есфирь умней царёвых звездочетов,
И от погибели народ родной спасла
И вывести смогла из-под лихого гнёта,
 
Избавить от руки, что так сильна была,
Что чуть не сгинуло Израиля потомство,
Но Божья воля их от смерти сберегла.
 
Прочтёте про Астинь-царицы непокорство:
Душою злой была надменна и горда,
И мзду достойную приобрела упорством.

О, зря она потом скорбела от стыда,
Единый раз дерзнув презреть указ супруга —
Лишь в своевременном покорстве есть нужда.

Сохранилось несколько писем, написанных Лукрецией во время её пребывания в Риме. В них виден её хозяйственный менталитет, когда речь заходит о поиске невесты для Лоренцо. Она описывает будущей невестке Клариче все сильные и слабые стороны своего сына, будто при заключении торгового договора. Своему мужу 23 марта 1467 года она пишет из Рима о Клариче Орсини: «Она не блондинка, потому что блондинок здесь нет: волосы ее отдают в рыжий цвет и густые. Лицо скорее круглое, но мне нравится. Шея достаточно гибкая, но как будто тонковата. Грудь нам не удалось рассмотреть, потому что они ходят здесь затянутые (turate), но, по-видимому, хорошая. Рука длинная и тонкая».

Из её переписки всего дошло 49 писем, написанных в 1446—1478 годах. В них описывается повседневная жизнь и праздники во Флоренции, информация о жизни флорентийских женщин, которые пользуются определённой свободой.

Изображения

  • Портрет, атрибутируемый кисти Гирландайо
  • Изображена в числе жен в капелле Торнабуони:
    • «Рождение и наречение Иоанна Предтечи и Крестителя» — пожилая гостья с белым покрывалом на голове. Ко времени создания фрески прошёл год со дня её смерти.
  • Предположительно послужила моделью для «Мадонны Магнификат» Боттичелли
Поделиться: