Широкую известность в СССР сталинской эпохи получили фотографии советского фотохудожника Б. В. Игнатовича, где Мамлакат Нахангова запечатлена с Секретарём ЦК ВКП(б) И. В. Сталиным.
Во взрослой жизни — советский и таджикский учёный-филолог, кандидат филологических наук; доцент Душанбинского педагогического института.
Родилась в 1924 году в кишлаке Шахмансур. В её семье было 11 детей, остались в живых только двое - Мамлакат и её сестра Назакат. Мамлакат в переводе с таджикского «страна».
Отец умер рано, когда девочки ещё не ходили в школу. Школа находилась в старой мечети, там же было правление колхоза.
Дети помогали матери на сборе хлопка. В 1934 году была принята в пионеры. Мамлакат участвовала в сборе хлопка в колхозе им. Лахути Шахмансурского сельсовета Сталинабадского района Таджикской ССР. По воспоминаниям Мамлакат, она начала собирать хлопок двумя руками, принося за день 70-80 килограммов. Так как обычно взрослый собирал 15 килограммов при норме 13 кг, Мамлакат долго не доверяли. Позднее она говорила: «Взрослые к учетчику: „Обманываешь нас, девчонке столько пишешь“. По пятам за мной ходили, не верили, старики ворчали: „В ней нечистая сила“». На одном из митингов в колхозе Мамлакат узнала, что шахтёр из Донбасса Алексей Стаханов добыл за смену сто две тонны угля. Выступив по просьбе председателя колхоза, Мамлакат заявила, что также соберёт сто два килограмма хлопка.
Девочка подвергалась преследованиям некоторых жителей колхоза, которые избили ее, пригрозив: «Не смей больше превышать выработку, не послушаешься - убьем!...»
В декабре 1935 года в числе передовых колхозников южных республик СССР Мамлакат посетила Москву, где произошла встреча со Сталиным. В Кремле она была награждена высшей советской государственной наградой — орденом Ленина «за трудовой героизм и успехи в поднятии урожайности хлопка» , получив его из рук Председателя Всероссийского ЦИК М. И. Калинина. Мамлакат знала всего несколько слов по-русски, её речь переводил свояк Анастаса Микояна, учивший таджикский язык. Сталин подарил Мамлакат фотокарточку, где она снята среди членов Политбюро (Сталин, Молотов, Андреев) в таджикских халатах. На обороте карточки Сталин оставил надпись: «Тов. Мамлакат Наханговой от И. Сталина за хорошую учебу и работу. 1935 год, декабрь». Мамлакат подарила Сталину книгу. В 1936 году Мамлакат получила путёвку в пионерский лагерь «Артек», на смену пионеров-орденоносцев, где отдыхала в одном отряде с юной актрисой Гулей Королёвой. «Товарищу Мамлакат Наханговой от И. Сталина за хорошую учебу и работу, 4.XII.1935 года»
На II Всесоюзном слёте пионеров в 1962 году в пионерском лагере «Артек» Нахангова рассказывала: «Артек навсегда останется в моём сердце, в моей памяти как место незабываемых встреч с ребятами разных национальностей. Я впервые услышала здесь украинские песни. Я впервые увидела здесь, как лихо танцевали лезгинку грузинские пионеры. В тот первый приезд в Артек я будто совершила сказочное путешествие по всей нашей стране...»
Позднее Мамлакат Нахангова неоднократно бывала в Москве, в июле 1972 года на встрече с героями первых пятилеток лично познакомилась со Стахановым. В том же году она была в числе почётных гостей V Всесоюзного Пионерского слёта в «Артеке». Писатель Феликс Чуев в своей книге приводил эпизод, когда Мамлакат Нахангова в 1982 году вместе с ним и Евгением Джугашвили встретилась с Молотовым. По её словам, в декабре 1935 года сын Сталина Яков Джугашвили окунул её косичку в чернильницу и просил не рассказывать об этом его отцу.
Училась в Таджикском государственном педагогическом университет им. К. Джураева.
По состоянию на 1985 год работала доцентом Душанбинского педагогического института, преподавала английский язык, была членом республиканского комитета по зарубежным связям.
В «Букваре» на титульном листе было напечатано стихотворение:
«У таджиков звучны имена
Мамлакат – это значит страна».
После расстрела отца Гели Маркизовой образовалась ситуация, недопустимая с точки зрения дальнейшего использования образа Гели в пропагандистских целях, — получилось, что на скульптурах Лаврова, воспевающих счастливое детство в СССР, вождь обнимает дочь «врага народа». Пропагандистскими органами было принято решение, что надписи «Сталин и Геля» на постаментах к скульптурам Г. Лаврова следует перебить на «Сталин и Мамлакат». Этим же именем стали называть девочку на плакатах с изображением Гели. Пионерка — участница стахановского движения Мамлакат Нахангова в 1935 году была награждена орденом Ленина; широкую известность в СССР получила её фотография со Сталиным во время встречи в декабре 1935 года в числе передовых колхозников южных республик СССР. Как утверждает Алай, «Вдова Лаврова рассказывала, что Мамлакат даже приводили в мастерскую к её мужу». Как отметила дочь Энгельсины Чешковой Л. Э. Комарова: «И у матери, и у Мамлакат был монгольский разрез глаз. А то, что Мамлакат к этому времени было уже 13 лет, — тоже не беда. Можно сказать, что со Сталиным Нахангову сфотографировали в раннем детстве.» Как утверждается в статье А. Гнединской, беседовавшей с А. И. Алаем, после интервью Алаю Энгельсина Сергеевна позвонила Мамлакат Наханговой, «чтобы расставить все точки над „i“. Но разговора не получилось». Мамлакат Акбердыевна общаться не захотела.
Создана скульптурная группа «Сталин и Мамлакат» (1938, Ингал, Владимир Иосифович и Боголюбов, Павильон "Таджикская ССР")
Мамлакат Нахангова стала героиней первой поэмы Мирзо Турсун-заде «Солнце страны».
Немецкий исследователь, научный сотрудник Института Макса Планка (Берлин, Германия) Ян Плампер пишет: «до начала Второй мировой войны широкое распространение получили изображения Сталина с маленькими девочками нерусского происхождения — такими, как Геля Маркизова из Бурят-Монголии или Мамлакат Нахангова из Таджикистана <...>“. <...> Мало кто с таким успехом укреплял образ Сталина-отца, эксплуатировавшийся в рамках „мифа о великой семье“ советских народов, как несовершеннолетние девочки нерусской национальности, поскольку именно их отделяла от „отца“ максимальная дистанция: принадлежа к „слабому полу“ и будучи родом из „отсталых“ республик, они являлись идеальными антиподами Сталина.»
Нахангова М. Местоимение в современном таджикском языке: Автореф. дис. канд. филол. наук, Душанбе, 1971, 23 с.