22 августа 1974 года в Москве родился мальчик Марат. Его отец, Алимжан Башаров, татарин по национальности, работал сантехником, мама была поваром. Семья не имела никакого отношения к театру, но у Марата страсть к актерству появилась еще в детстве. Он играл дома роль послушного, прилежного мальчика и страшно хулиганил в школе: самозабвенно кривлялся, срывал уроки – и получал за поведение двойки, потому что учителя никак не хотели оценить такие его таланты.
Но о сцене Марат в школьные годы не думал. Несмотря на хулиганские выходки, учился он хорошо и после получения аттестата стал студентом юридического факультета МГУ. Впереди его ждала карьера адвоката, но судьба распорядилась иначе. Сводный брат Марата был театральным критиком, и именно по его совету будущий юрист отправился проходить пробы в театре «Современник». Ставился спектакль «Кентервильское привидение» по Оскару Уайльду, и режиссеру требовался на эпизодическую роль молодой парень. Пробы оказались успешными, а отыграв два сезона в «Современнике», Марат понял, что его призвание – сцена.
Документы из МГУ он забрал и отнес их в Щепкинское театральное училище. В том, что его примут, Марат вовсе не был уверен, и еще больше волнения прибавила огромная толпа абитуриентов. Выделиться из этой толпы можно было только одним способом: удивить приемную комиссию. Одно из составляющих творческого конкурса – песня, и многие абитуриенты пришли на экзамен с гитарами. Марат принес балалайку и не только спел под нее, но и сплясал – и поступил.
Во время учебы Марат подрабатывал, сторожа по ночам магазин джинсовой одежды и снимаясь в рекламе. На экране он впервые появился, будучи еще первокурсником, в картине «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1995 год) – сыграл маленькую роль танкиста. После получения диплома Марата пригласили работать сразу несколько театров, но, поразмыслив, он отказался от всех предложений. Стать штатным актером значило привязать себя к определенному театру, где карьера будет зависеть от главного режиссера, а Марату хотелось самому решать, где и у кого ему играть или сниматься.
В 1998 году Никита Михалков провел очень жесткий отбор актеров для своего фильма «Сибирский цирюльник». Из выпускников театральных училищ он отобрал около тридцати человек и отправил их в военное училище – входить в образ. Причем требовалось найти исполнителей всего четырех ролей. Марат Башаров согласился на жизнь в казарме и считает три месяца, проведенные в училище, самой настоящей военной службой, ведь актеры жили по уставу. Им дали одну-единственную поблажку – разрешили играть после ужина в футбол. Одним из четверых, прошедших этот нелегкий кастинг, стал Марат, получивший роль юнкера Палиевского.
Работа у Михалкова была очень интересной, тем более что многое для своих ролей «юнкера» придумали сами. Их авторству, например, принадлежит в фильме ставшая знаменитой «поза аиста» – один из методов наказания в юнкерских казармах. Дуэль своих персонажей Марат Башаров и Олег Меньшиков отыграли сами, и этот бой ставился полгода. Но особенно запомнился Марату первый его съемочный день. Нужно было прочесть на английском монолог и сделать это в санях, на двадцатиградусном морозе. Марат волновался так, что постоянно запинался, забывал слова – и в результате пришлось сделать семь дублей. Выход из положения нашел Михалков, налив актеру «противошоковые» пятьдесят грамм и сообщив, что волнуется ничуть не меньше.
На съемочной площадке «Сибирского цирюльника» Марат познакомился со своей будущей женой – Елизаветой Круцко, которая работала в «Студии ТриТэ», созданной Михалковым. С той поры они почти не расставались, а свои отношения узаконили по мусульманским обычаям. Лиза стала для Марата не только любимой женщиной, но впоследствии и его пресс-агентом. Сам актер утверждает, что он очень неорганизованный и рассеянный человек и без Лизы, буквально по минутам расписывающей его рабочее время, просто пропал бы. В 2004 году у Марата и Лизы родилась девочка, которую они назвали Амели. А в 2009-м в прессе сообщили о том, что Башаров расстался с женой.
После съемок в «Сибирском цирюльнике» Марат около года не получал подходящих ему предложений. В 1999-м он сыграл эпизодическую роль в фильме Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок», а потом предложил свою кандидатуру на роль в картине Павла Лунгина «Свадьба». Сыграть он хотел Гаркушу, авантюриста и пьяницу, но этот образ создал в фильме Андрей Панин. Башарова режиссер утвердил на главную роль – Михаила Крапивина. «Свадьба» появилась на экранах в 2000 году, и тогда же фильм получил на кинофестивале в Каннах приз за лучший актерский состав, а герой Марата Башарова превратился во всенародного любимца.
В 2000 году на телеэкранах появился многосерийный фильм Александра Митты «Граница. Таежный роман», в котором Марат сыграл лейтенанта Ивана Столбова. По словам актера, работа с легендарным режиссером стала для него настоящим счастьем. Повезло Марату и в другом плане: благодаря съемкам в «Границе» исполнилась его заветная детская мечта – поиграть в войну одетым в настоящую форму, с настоящим оружием в руках и в настоящем лесу.
Изначально Александр Митта планировал снять полнометражный художественный фильм, но сценарий получился на целых шесть серий, а по просьбе продюсеров был растянут до восьми. По мнению Башарова, история вышла несколько затянутой, но не сериальной, а «романной». К сериалам Башаров относится крайне отрицательно и не уважает тех, кто в них играет, считая, что сниматься в ширпотребе ниже актерского достоинства.
Марат работал и в театре – в спектаклях «Рикошет» и «Ladies' night», а с 1998 по 2000 годы играл Загорецкого в спектакле «Горе от ума», поставленном Олегом Меньшиковым. В кино он постоянно снимался в интересных и ярких проектах: снялся в картинах «Олигарх», «72 метра», «Турецкий гамбит», «Гибель империи», «Юленька», «Анна Герман» и многих других – на его счету около сорока ролей. Актер активно участвовал и в некоторых телевизионных шоу-проектах.
Работа с такими мэтрами, как Говорухин, Михалков, Митта, Лунгин говорит не только о востребованности Башарова как актера, но и о его незаурядном таланте. Кинокритики называют Марата Башарова одной из звезд современного российского кино, но сам актер говорит, что поддерживать свою славу намного сложнее, чем ее достичь.
Персонажи Марата очень разные и часто не имеют совершенно ничего общего с личностью самого актера. Марат не только очень обаятелен, но еще и уверен в себе, общителен и напорист. У него достаточно жесткий характер, он не любит компромиссов, но при этом очень неагрессивный, мирный человек. Он признается, что боится одиночества, а в женщинах ценит прежде всего понимание, доверие и честность. Однако, по словам Башарова, сейчас его сердце занято только одной представительницей прекрасного пола – дочерью, которую он считает главным своим достижением.
А самые любимые фильмы этого замечательного актера – старые советские, особенно сказки. Марат очень сожалеет, что сейчас снимают уже не так, и утверждает, что снимался бы в подобных сказках бесплатно.