Популярные

Маргарита Ивановна Никитина

российский сурдопедагог
Категория:
Биография

Биография

Родилась в семье педагогов. Отец был преподавателем изобразительного искусства, а мать сурдопедагогом. В 1954 году поступила на отделение сурдопедагогики Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. Окончила дефектологический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена в 1959 году с отличием. В 1959—1962 годах работала в Сибири заместителем директора по учебно-воспитательной работе Кемеровской школы для глухих детей, а потом инспектором специальных школ Кемеровского областного отдела народного образования. С 1962 года — учитель русского языка и литературы ленинградской школы № 3 для слабослышащих. После аспирантуры (1963—1966 годы) работала ассистентом, затем старшим преподавателем и доцентом кафедры сурдопедагогики Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. В 1970 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Эстетическое восприятие живописи слабослышащими учащимися».

С 1974 по 1999 год — заведующая кафедры сурдопедагогики, в период 1994—2002 годов — декан факультета коррекционной педагогики (в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена).

В 1984 году защитила докторскую диссертацию на тему «Совершенствование литературного образования слабослышащих школьников» и получила звание профессора. С 1992 года — член-корреспондент Российской Академии Образования.

С 2006 года по настоящее время — научный консультант факультета дефектологии Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Заведует лабораторией диагностики и коррекции психических и сенсомоторных нарушений.

Общее количество публикаций М. И. Никитиной — около 200 в области коррекционной педагогики и специальной психологии, включая федеральные учебники, монографии, учебно-методические пособия, программы курсов.

Количество диссертаций, успешно защищенных под руководством М. И. Никитиной, — 20 кандидатских и 4 докторских диссертации.

Наиболее значимые труды

  • Пути совершенствования литературного образования слабослышащих школьников. — Л., ЛГПИ, 1979. — 4 п. л.
  • Книга для чтения. 5 класс школы для слабослышащих. — М., Просвещение, 3 издания (70—80-х гг.) — 13 п. л.
  • Книга для чтения. 6 класс школы для слабослышащих. — М., Просвещение, 3 издания (70—80-х гг.) — 14 п. л.
  • Преподавагие литературы в школе для слабослышащих детей. — М., Просвещение, 1983 — 7.5 п. л.
  • Сурдопедагогика — М., Просвещение, 1989, 24 п. л.
  • Уроки чтения в школе для слабослышащих детей. — М., Просвещение, 1991, 9 п. л.
  • Книга для чтения. 3 класс школы для глухих детей. — М., Владос, 2006, 15 п. л.
  • Чтение и развитие речи. — М., Каро, 2006 — 16 п. л.
Поделиться: