Популярные

Марио Андретти

американский автогонщик итальянского происхождения, чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1
Категория:
Дата рождения:
1940-02-28
Биография

До сегодняшнего дня единственный пилот, одержавший победу в чемпионате мира Формулы-1 (1978), Индианаполис-500 (1969) и Дайтона-500.

Имя Марио Андретти в США воспринимается как синоним скорости, аналогично имени Барни Олдфилда в начале двадцатого века и Стирлинга Мосса в Великобритании.

Ранние годы

Марио Андретти родился в городе Монтона (итал. Montona d'Istria), итальянской провинции Истрия. Вместе с ним родился его брат-близнец Альдо. После Второй мировой войны Истрия (как часть Хорватии) была аннексирована Югославией. Семья Андретти, как и многие другие, эмигрировали, и с 1948 по 1955 жили в лагере беженцев. В июне 1955 году семью Андретти переселили в город Назарет, штат Пенсильвания, США.

Карьера пилота

Впервые с автогонками Андретти столкнулся, когда попал в качестве зрителя на Mille Miglia в 1954, где его воображение пленил Альберто Аскари. Постепенно Марио начинает гоняться в серии USAC (конец 1950-х-1994), где становится чемпионом в 1965, 1966, 1969 и 1984 годах, а также одерживает победу в Инди-500 1969 года. Дебют в Формуле-1 состоялся на Гран-при США 1968 года за команду «Лотус», где Андретти с ходу завоевал поул (финишировать не смог из-за проблем со сцеплением). За эту же команду Марио проводит 3 гонки в 1969, но ни в одной не финиширует. Переход в 1970 году в «Марч» кардинально не изменил ситуацию: 4 схода в 5 гонках и один подиум (Гран-при Испании, 3-е место). В 1971—1972 гг. Андретти выступает за «Феррари», где одерживает одну победу (Гран-при ЮАР 1971 года) (8-е место в ЧМ в 1971 году, 12-е — в 1972). В 1973 году Марио не гоняется в Формуле-1, а в 1974 проводит 2 последние гонки сезона за частную команду «Парнелли» (7-е место на Гран-при Канады) Гонщик остается в команде на следующий сезон, завоевывает 5 очков и 14-е место в ЧМ, после чего Парнелли сворачивает свои выступления в Формуле-1, выступая за океаном. Андретти же переходит в «Лотус», где начинал формульную карьеру и гоняется в команде с 1976 по 1980 год. Это был самый успешный период карьеры в Формуле-1 для него: 11 побед, 16 поулов и чемпионский титул в 1978 году (а также 3-е место в 1977). После титула результаты пилота резко упали: единожды он поднимался на подиум в 1979 году (Гран-при Испании), в 1980 и вовсе было завоевано лишь одно очко на последнем этапе сезона (Гран-при США-Восток). Марио переходит в «Альфа-Ромео», но лишь один результативный финиш за сезон (4-е место на Гран-при США-Запад) и 17-е место в ЧМ приводят к тому, что это был последний полный сезон для Андретти в Формуле-1. В 1982 году гонщик проводит одну гонку за «Уильямс» (Гран-при США-Запад, сход)и две за «Феррари» (Гран-при Италии, где Марио неожиданно завоевывает поул и финиширует на 3-м месте и Гран-при Лас-Вегаса, сход), получая тем самым последние 4 очка и 17-е место в ЧМ. В формуле-1 гонщик больше не появлялся, выступая в серии CART до 1994 года. После этого выступал эпизодически.

Семейные традиции

Оба сына Марио Андретти, Майкл Андретти и Джефф Андретти и сын Майкла — Марко Андретти также участвуют в автогонках. А Майкл, помимо прочего, был победителем серии Индикар.

След в искусстве

  • Анимационная студия Пиксар (англ. Pixar) сняла мультфильм Тачки, в котором Марио Андретти сыграл самого себя в эпизодической роли.
  • Марио Андрети упоминается в песне «Shadrach» группы Beastie Boys в строках You love Mario Andretti cause he always drives his car well.
  • Песня «Crash», Гвен Стефани содержит фразу: I picture you driving just like Mario Andretti.

Результаты выступлений в Формуле-1

Поделиться: