7 августа 1876 года в нидерландском городе Леувардене появилась на свет девочка, которой была уготована весьма бурная жизнь и всемирная слава великой шпионки. Мир знает ее как Мату Хари, но родители, Адам Зелле и Антье Ван дер Мелен, назвали девочку Маргарет Гертруда. Отец Маргарет владел шляпным магазином и в свое время успешно вложил деньги в нефтепромышленность, отчего получил возможность очень неплохо содержать своих детей – кроме дочери, у него было еще четверо сыновей.
Дети Адама Зелле учились в школах для высшего сословия вплоть до 1889 года, в котором их отца настигло банкротство. Вскоре Адам развелся с женой. Антье Зелле умерла три года спустя, и Адам пристроил дочь в училище города Лейдена. Девочка к тому времени успела превратиться в незаурядную красавицу, и на нее обратил вовсе не педагогическое внимание директор училища. Видимо, в этом была вина и самой Маргарет, потому что отец немедленно отправил ее в Гаагу, где дядя девушки, отличавшийся большой строгостью, определил племянницу в школу при женском монастыре.
В восемнадцать лет Маргарет закончила обучение и мечтала лишь об одном – избавиться от опеки строгого родственника. Единственной возможностью исполнить эту мечту было в те времена замужество. Девушка начала просматривать брачные объявления в газетах и ответила на одно из них. Потенциальный жених, тридцативосьмилетний армейский капитан Рудольф МакЛеод, поместил объявление в газету больше ради шутки, но, увидев Маргарет, действительно решил жениться. Их брак был заключен в июле 1895 года и оказался крайне неудачным. После двух лет жизни в Голландии и рождения сына Норманна семья МакЛеода уехала на Яву – новое место службы Рудольфа. Там Маргарет родила дочку Жанну-Луизу, и на этом семейная жизнь, в общем-то, и закончилась. Рудольф оказался большим любителем спиртного, изменял жене и обвинял ее во всех своих неприятностях. Маргарет, разочаровавшись в муже, ушла от него к другому офицеру и увлеклась танцами, которые видела в индонезийских храмах. В письме к родственникам она впервые тогда упомянула выбранный для танцев псевдоним – Мата Хари (в переводе с малайского «глаз зари»).
Муж уговорил Маргарет вернуться к нему, но поведения своего не изменил, и она, чтобы найти для себя забвение, продолжала флиртовать, попутно изучая культуру Индонезии и экзотические танцы. В 1899 году умер их двухлетний сын Норманн. Через некоторое время семья вернулась на родину, где в 1903 году Рудольф и Маргарет развелись. Муж сумел оставить за собой право воспитывать дочь. Маргарет же оказалась совершенно нищей и уехала в Париж, надеясь стать натурщицей. Однако работу она нашла совершенно иную – устроилась наездницей в школу верховой езды знаменитого цирка. Месье Молье, директор цирка, вскоре посоветовал ей попробовать исполнять восточные танцы.
Дебют Маргарет как танцовщицы состоялся зимой 1905 года, в салоне Киреевской, русской певицы. Посетители благотворительного вечера приняли экзотическую красавицу с полным восторгом. Талант Маргарет действительно был выдающимся – в газетах писали, что она околдовывает публику, даже не двигаясь. Одним из больших поклонников танцовщицы оказался месье Гимэ, очень богатый промышленник, построивший знаменитый музей, посвященный восточному искусству. Он устроил Маргарет выступление в своем музее, и в марте 1905 года она явилась публике в восточном наряде, а танец ее был очень близок современному стриптизу – к концу его танцовщица, представленная зрителям как Мата Хари, оставила на теле лишь браслеты и нитки жемчуга. Париж был покорен – только в этом году Мата Хари около тридцати раз танцевала в его самых шикарных салонах, в том числе в особняке Ротшильда. Ее настоящей биографии не знал практически никто – Маргарет любила мистифицировать собеседников, рассказывая о своем королевском происхождении или сообщая, что воспитывалась в тибетском монастыре.
Зимой 1906 года она впервые отправилась на гастроли, получив ангажемент на две недели в столице Испании. Затем уехала на Лазурный берег, приглашенная танцевать в балете оперой «Монте-Карло». Сам Пуччини послал тогда Маргарет цветы. В августе Мата Хари поехала в Берлин, где закрутила роман с Альфредом Кипертом, богатым помещиком. В конце 1906 года она танцевала в Вене. Правда, по настоянию церкви, стриптиз был несколько облагорожен – Маргарет стала надевать под одежду облегающее трико. В Париж Мата Хари вернулась лишь через год, расставшись со своим немецким любовником. Она была уже богата, а ее слава конкурировала со славой американки Айседоры Дункан.
До самого начала Первой мировой войны Маргарет занималась танцами и личной жизнью. Ради парижанина Руссо, биржевого маклера, она была готова даже отказаться от выступлений, однако когда дела любовника пошатнулись, немедленно рассталась с ним и сняла виллу в парижском предместье. Зиму 1911 – 1912 годов Мата Хари провела на сцене «Ла Скалы», ангажированная на весь сезон. В летнем сезоне 1913 года она танцевала в «Фоли бержер», а через полгода подписала в Берлине контракт с театром «Метрополь». Премьера балета «Похититель миллионов» с ее участием должна была состояться 1 сентября, но за четыре недели до назначенной даты началась война.
В последний день июля 1914 года Мата Хари ужинала в Берлине с фон Грибалем, руководителем зарубежного отдела полицейского департамента. Впоследствии этот ужин сочтут доказательством шпионской деятельности для Германии. Вернуться в Париж ей не удалось даже через швейцарскую границу. Сумев получить документ о праве выезда в нейтральные Нидерланды, Мата Хари прибыла в Амстердам. Все ее вещи были переправлены в Швейцарию, состоятельных покровителей призвали в армию, об ангажементе в театр не шло и речи. Положение спасло случайное знакомство с банкиром Ван дер Шельком, оплатившим счета и гостиницу. Банкир стал любовником танцовщицы, а через несколько недель познакомил ее с неким Верфляйном, человеком, сыгравшим в судьбе Маргарет решающую роль. Верфляйн вел дела с оккупационными властями Германии и был близким другом барона фон Биссинга, нового генерал-губернатора. Именно Верфляйн зимой 1915 года познакомил Мату Хари с Карлом Крамером, консулом, руководившим в Амстердаме германской информационной службой. Под этим названием скрывался в то время отдел 111-Ь – германская разведка.
К моменту этого знакомства Мата Хари успела отыскать в Гааге своего давнего поклонника, барона ван дер Капеллена, который помог ей с финансами. Удалось ей и получить ангажемент на сцене королевского театра Гааги, но денег не хватало все равно – сказывались многолетняя привычка к роскоши и полное неумение экономить. В конце 1915 года Мата Хари была завербована германской секретной службой. Первым заданием новой агентки, подписывающей свои донесения «N-21», было выяснить в Париже ближайшие планы наступления союзников. Помимо этого, ее обязали фиксировать передвижения войск во время своих поездок в районы, представляющие интерес для военных. С Матой Хари поддерживали связь два координационных центра разведки – «Запад», находящийся в Дюссельдорфе (руководитель майор фон Репель) и агентурный центр в Мадриде (руководитель майор Арнольд Калле).
В конце 1915 года Мата Хари прибыла во Францию и, сняв в «Гранд-отеле» номер, приступила к выполнению своей хорошо оплаченной миссии. Она дружила с Адольфом Мессими, военным министром в отставке, Жаном Аллором, служащим военного министерства, Жюлем Камбоном, генеральным секретарем министерства иностранных дел и многими английскими и французскими офицерами, с которыми встречалась, в том числе, и по ночам Вскоре у Маты Хари имелась практически полная информация о намерениях союзников по поводу действий на военном фронте. Ее сообщение о том, что в ближайшее время Франция не планирует наступательные операции, подтвердилось другими источниками, и командование Германии готовило очередное наступление только в феврале 1916 года – на Верден. В то же время были распущены дезинформирующие слухи и проведена инсценировка передвижения войск, создающая впечатление подготовки к наступлению на Фландрию и Эльзас.
Дальнейшую «работу» Мата Хари вела во время поездки в Испанию, получив задание наблюдать за перемещениями войск и военных эшелонов на железных дорогах. Информацию она передала майору Калле, военному атташе в германском посольстве, а тот, в свою очередь, переслал сообщение Крамеру. Однако радиограмма Калле была перехвачена и расшифрована британской разведслужбой МИ-6 – таким образом Англия выяснила, что известная танцовщица работает на германскую разведку.
Вернувшись из Испании в Гаагу, Мата Хари получила голландский паспорт на свое настоящее имя и визу на въезд во Францию. В визе на краткосрочное пребывание в Англии ей отказали, и потому в Париж пришлось возвращаться через Испанию. На границе случилось странное – французские пограничники сначала отказались пропустить Мату Хари, и она написала письмо Жюлю Камбону, но не успела даже отправить письмо, так как на следующий день внезапно выяснила, что ехать уже можно. Следовало насторожиться подобным поведением властей, но Мата Хари спокойно отправилась в Париж. Там она сняла фешенебельную квартиру и попыталась съездить к любовнику на курорт Виттель. Но курорт располагался во фронтовой запретной зоне, и Мата Хари обратилась за пропуском в военное бюро, ведающее делами иностранцев. В этом бюро произошло весьма интересное событие – то ли по случайности, то ли по указанию германской разведки Мата Хари встретилась с шефом французской разведки, капитаном Ладу. В беседе он сообщил о том, что по мнению британцев Мата Хари – германская шпионка, сам он в это не верит и предлагает ей стать агенткой Франции. Посоветовавшись с друзьями из французского МИДа, танцовщица согласилась. Кстати, Анри де Маргери, обладатель высокого поста в министерстве, сказал ей тогда, что такая услуга очень опасна, но никто не сможет оказать ее Франции, кроме Маты Хари.
Мата Хари пообещала раздобыть планы германского командования по поводу ближайшего наступления и потребовала за это миллион франков. Но в ноябре 1916 года пароход «Голланд», следовавший в Виго из Парижа, зашел в Фалмут, британский порт, где танцовщицу арестовали – правда, спутав ее с германской шпионкой Кларой Бендикс. Возмущенная Мата Хари рассказала Томсону, шефу Скотлэнд-Ярда, что путешествует по поручению французской разведки. После бурных переговоров Ладу сообщил Томсону, что танцовщица – агент немцев, и попросил выслать ее в Испанию. Не подозревающая обо всех этих перипетиях Мата Хари возобновила контакты с майором Калле, требуя денег. Калле радировал Крамеру просьбу о переводе денег для агента Т-21 в Париж и поручил своей агентке посвятить время французским офицерам, пребывающим в Мадриде. На следующий день Мата Хари встретилась с французским атташе, руководившим разведкой в столице Испании, и поделилась с ним всеми деталями своего английского приключения, а заодно результатами беседы с Калле.
Тем временем французы расшифровали радиограммы, в которых обменялись информацией об агенте N-21 Крамер и Калле. Мата Хари вернулась в Париж в январе 1917 года, и ее французские друзья стали общаться с танцовщицей весьма неохотно и уклончиво, буквально взвешивая слова. Русский офицер Вадим Маслов, один из любовников танцовщицы, сообщил ей, что в русском посольстве его предупредили об опасности отношений со «шпионкой».
Ее арестовали 13 февраля 1917 года, предъявив обвинение в шпионаже, и поместили в Фобур-Сен-Дени, тюрьму в Сен-Лазаре. Допросы продолжались пять месяцев. Процесс над Матой Хари был начат 24 июля 1917 года и занял всего два дня – уже 25 июля германскую шпионку приговорили к смертной казни. Прошение о помиловании отклонили.
Мату Хари расстреляли 15 октября 1917 года. Свидетели ее последних часов утверждают, что она вела себя совершенно спокойно и бесстрашно. Историки не составили единого суждения о том, чем на самом деле являлась ее деятельность – следствием цинизма, глупости и безнравственности или, напротив, вершиной актерского таланта и хорошо продуманного эгоизма. Но в любом случае эта женщина превратилась в легенду еще при своей жизни, а ее имя стало нарицательным. Вероятно, безмерному честолюбию самой Маты Хари это бы очень польстило…