1978 MFA, California Institute of the Arts, Valencia, CA
Биография и творчество
Самопровозглашенный «анархист», Майк Келли разработал собственную эстетику аутсайдера, при помощи которой разоблачал два таких явления 20 столетия, как капитализм и психоанализ. Будучи студентом в Лос-Анджелесе в середине 1970-х, он разработал уникальный стиль перформансов. Во время этих перформансов Келли использовал скульптуру в качестве вспомогательного материала. Помимо этого действие включало чтение текстов и танец. Келли создал эксцентричную логическую систему, которая инвертировала редукционную критику концептуального искусства.
Майк Келли родился в рабочем пригороде Детройта. Посещал Университет Мичигана, где создал группу Destroy All Monsters, которая использовала такие не-музыкальные инструменты как пылесосы и игрушки. После окончания университета в 1976, Келли переехал в Лос-Анджелес, где посещал Калифорнийский институт искусств, где подружился с Тони Оурслером. В 1978 Келли бросил заниматься живописью. Студентом, Майк Келли находился под влиянием таких преподавателей, как Джонатан Борофски, Джон Балдессари и Douglas Huebler.
В Лос-Анджелесе Келли показал свой первый перформанс со скульптурой. Среди перформансов того времени были «My Space» в La Jolla Museum of Contemporary Art в 1978 и «The Poltergeist» в Foundation for Art Resources в Лос-Анджелесе в 1979. Он включал фотографии, объекты и черно-белые рисунки, сочетающие образы и тексты в стиле комиксов. Создавая репутацию провокатора, Келли высмеивал американскую культуру и провоцировал неприятные чувства зрителей. В 1980-х он привнес в перформансы скатологические и сексуальные темы.
В 1982 Келли создал первое видео, «The Banana Man», в котором использовал персонажа из детского телевизионного шоу Captain Kangaroo. В 1984 он и ещё два участника представляли на протяжении двух часов фрагмент из восьмичасового произведения «The Sublime» в музее современного искусства в Лос-Анджелесе. В нём Келли соединил садомазохистскую тему с философской концепцией сублимации. Перформанс «Plato’s Cave, Rothko’s Chapel, Lincoln’s Profile» (1985) высмеивает веру в то, что ментальное может быть использовано для сублимации физиологического. Презентация этой работы в 1986 в Массачусетском институте включала выступление группы Sonic Youth.
В 1988 Келли создал работу «Плати за свои удовольствия», которая представляет собой серию небрежно нарисованных плакатов с изображениями 42 представителей культуры (Бодлера, Гете, Дега, Сартра, Батая и др.), которые сопровождались цитатами, смысл которых сводится к утверждению, что гении находятся вне закона. Плакаты были выставлены в длинном коридоре, который вел к завершающей работе: для выставки в Чикаго это был автопортрет серийного убийцы детей Джона Уэйна Гейси, для Лос-Анджелеса — убийца с автострады Уильяма Бонина, для выставки в берлинском Метрополисе — убийца Вольфганг Зоча. У двери стоял ящик для сбора пожертвований. Работа «Плати за свои удовольствия» воплощает принцип, который стал в дальнейшем визитной карточкой Майка Келли: инверсия ценностей, подмена высокого низким и наоборот. В творчестве Келли чувствуется влияние Жоржа Батая, идеи которого были популярны в то время: отрицание предустановленных норм поведения, суверенитет воли, скандальные формы проявления личности.
В конце 1980-х Келли начал делать работы из поношенных игрушек и вязанных платков. В 1987 он сделал «More Love Hours Than Can Ever Be Repaid», «Garbage Drawings» на основе комикса Sad Sack в 1988. Хорошо принятое в Лос-Анджелесе, искусство Келли не пользовалось успехом в Нью-Йорке до выставки в 1988 в Metro Pictures. В 1993 художник был куратором «The Uncanny», выставки, посвященной необычным интерпретациям тела для Sonsbeek '93 в Gemeentemuseum Arnhem в Нидерландах. Келли сотрудничал со многими художниками, например, с Оурслером и Маккарти. В 1997-98 Келли и Оурслер представили Poetics Project на «Документе».
У Келли было много персональных выставок, включая две ретроспективы, организованные Музеем Уитни в Нью-Йорке (1993-94) и Museu d’Art Contemporani de Barcelona (1997). Среди многих групповых выставок можно отметить Биеннале Уитни (1985, 1987, 1989, 1991, 1993, и 1995), Венецианскую Биеннале (1988 и1995), Carnegie International (1991), и «Документу» (1992 и 1997).
Для выставки L’Informe: Mode d’Emploi в 1996 в Центре Помпиду в Париже Майк Келли представил инсталляцию с грязными мягкими игрушками, которые были пришиты к висящей на стене ткани и разбросаны на столах. Они воплощали идеи насилия и преходящего, «совокупляющиеся игрушки» стали с того времени чем-то вроде торговой марки Келли.
В 1995 Келли начал псевдо-автобиографический проект — «Educational Complex» (модели институций, в которых когда-либо обучался). Пустые части моделей представляли «забытые» зоны. Для Келли эта работа отмечает начало серии проектов, в которых псевдо-автобиографическое, синдром вытесненной памяти и ре-интерпретация становятся инструментами для деконструкции.
В 2007 Майк Келли вернулся к теме памяти и популярной культуры, исследуя их через миф о потерянном городе супермена — Кандоре. Инсталляция Kandors (2007) основана на истории супермена: его родной город когда-то был уменьшен до миниатюры одним из антогонистов и теперь хранится в бутылке. Келли сделал модели города, основанные на различных изображениях в комиксах. Все это в окружении бутылок и проекций на выствке напоминало футуристическую лабораторию.
Награды и гранты
2006 Wolfgang Hahn Prize
2003 John Simon Guggenheim Memorial Foundation Fellowship
2000 The California Institute of the Arts Distinguished Alumnus Award
1998 The University of Michigan School of Art and Design Distinguished Alumnus Award
1997 Skowhegan Medal in Mixed Media
1990 National Endowment for the Arts Museum Program Exhibition Grant
1987 Awards in the Visual Arts Grant
1986 Artists Space Interarts Grant
1985 National Endowment for the Arts Visual Artists Fellowship Grant
1985 Louis Comfort Tiffany Foundation Grant
Работы Майка Келли в публичных коллекциях
Центр Жоржа Помпиду, Париж
Детройтский институт искусств, Детройт
Fonds National d’Art Contemporain
Fundaci?n «la Caixa», Мадрид
Los Angeles County Museum of Art
Louisiana Museum, Humleback, Германия
Музей Метрополитан, Нью-Йорк
Museum Abteiberg M?nchengladbach, M?nchengladbach, Германия
2000 «The Poetics Project: 1977—1997 (Documenta Version).» Centre Georges Pompidou, Paris, France. Collaboration with Tony Oursler.
2000 «Consolation Prize: Mike Kelley and John Miller.» Belkin Art Gallery, Vancouver, B.C. Exh. cat.
2000 «Destroy All Monsters: Postmodern Multimedia and Musical Mutations (Mike Kelley, Jim Shaw and Cary Loren).» Center on Contemporary Art, Seattle, Washington.
2000 «Mike Kelley and Paul McCarthy: Collaborative Works.» Power Plant Contemporary Art Gallery, Toronto, Canada. Exh. cat.
2000 «Mike Kelley: Sublevel, Framed and Frame, Test Room.» Migros Museum,
2000 Museum f?r Gegenwartskunst, Zurich, Switzerland.
2000 «Unisex Love Nest.» Galerie Daniel Bucholz, Cologne, Germany.
2000 «Mike Kelley & Peter Fischli and David Weiss.» Sammlung Goetz and Lenbachhaus, Munich, Germany.
1998 «Mike Kelley and Paul McCarthy.» Vienna Secession, Vienna, Austria.
1998 «The Poetics Project: 1977—1997 (Barcelona version).» Lehmann Maupin Gallery, New York. Collaboration with Tony Oursler.
1998 «The Poetics Project: 1977—1997 (Documenta version).» Metro Pictures, New York, NY. Collaboration with Tony Oursler.
1998 «Sublevel: Dim Recollection Illuminated by Multicolored Swamp Gas.» Jablonka Galerie, Cologne, Germany.
1998 «Strange Frut: Detroit Culture.» Centrum Beeldende Kunst/Villa Alkmaer, Rotterdam, The Netherlands. In conjunction with the exhibition «I rip you, You rip me: honey, we’re going down in history.» Collaboration with Jim Shaw and Cary Loren.
1998 «Destroy All Monsters Archive.» Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam, The Netherlands. In conjunction with the exhibition «I rip you, You rip me: honey, we’re going down in history.» Collaboration with Jim Shaw and Cary Loren.