Популярные

Мелик-Асланов Худадат-бек Ага оглы

Биография

Биография

Худадат-бек Мелик-Асланов родился в 1879 году в Шуше в семье внука Мелик-Аслана, основателя рода, наиба Дизакского магала — Агабека. Учился в Шушинском реальном училище. В 1904 году окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. После окончания института некоторое время работал инженером в Управлении по изысканиям железных дорог Вологда — Петрозаводск в Санкт-Петербурге. В 1905 году переехал в Тифлис и работал в Управлении Закавказской железной дороги. Руководил строительством вторых путей, гражданских сооружений, узкоколеек на марганцевые рудники Чиатуры. Успешно совмещая работу с научной деятельностью, опубликовал в петербургских журналах четыре статьи о проблемах и перспективах технического развития железных дорог. После Февральской революции в России в 1917 году Худадат-бек Мелик-Асланов был назначен представителем Временного правительства на Закавказской железной дороге.

Спустя полгода Мелик-Асланова утверждают комиссаром Министерства железнодорожного транспорта Закавказского комиссариата, а в апреле 1918 года — министром железнодорожного транспорта Закавказской Федеративной Республики. После провозглашения Азербайджанской Демократической Республики в 1918 году Худадат-бек Мелик-Асланов вошёл в состав правительства республики. В первом составе правительства республики Худадат-бек Мелик-Асланов — Министр железнодорожного транспорта, а также Министр почт и телеграфа. Он был членом Азербайджанского Парламента. 11 июня 1919 года назначен первым заместителем Государственного комитета обороны. В 1919 году при непосредственном участии Х. А. Мелик-Асланова в Баку было открыто училище для подготовки квалифицированных кадров для железных дорог. В 1919 году Мелик-Асланов возглавил специальную комиссию по разработке проекта перехода азербайджанского языка на латинскую графику. В 1921 году он становится профессором Азербайджанского политехнического института и работает там на должности декана инженерно-строительного факультета, заведующим транспортным факультетом. В том же году он назначается председателем Азербайджанского комитета государственных сооружений. После упразднения комитета, он назначается председателем секции транспорта и связи Госплана республики, а через год — начальником Управления железных дорог ВСНХ республики. В 1925 году Мелик-Асланова избирают членом научно-технической секции Государственного ученого совета Наркомпроса, а в 1927 году — членом Высшей арбитражной комиссии при Высшем экономическом совете Азербайджана. В 1928 году Худадат-бека назначают заместителем председателя Высшего технического комитета республики. Под его руководством были начаты работы по строительству Джульфа—Бакинской железной дороги и Сабунчинской электрической железной дороги. В 1929 году Худадат-бек первый поставил вопрос о необходимости строительства в Баку метрополитена. В 1926 - 1930 годах - кандидат в члены АзЦИКа. С 1930 года подвергался репрессиям. Умер в тюрьме.

Поделиться: