Популярные
На фото Менахем Мендл Шнеерсон

Менахем Мендл Шнеерсон

чаще упомянается, как Любавический ребе
Категория:
Дата рождения:
1902-04-18
Дата смерти:
1994-06-12
Биография

В 1997 году награждён высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса.

Биография

Ранние годы

Менахем-Мендл родился в 1902 году в городе Николаеве, где раввином был его дед по матери Шлойме Яновский, и был назван в честь Цемах-Цедека, третьего главы Хабада. В этот день отец Ребе, рабби Лейви Ицхок, получил от Ребе Рашаба шесть телеграмм, в которых содержались указания, как обращаться с ребёнком. Старший из трех сыновей. Сведения о российском периоде его жизни фрагментарны и не всегда достоверны. Многочисленные книги о Ребе содержат множество восхвалений, а также изложение его религиозных и политических взглядов, но практически не упоминают биографические факты с привязкой к месту и времени. Не сохранилось свидетельств о деятельности Ребе в 1917-1923 гг.

Мать ребе Хана рассказала, что среди указаний, полученных от Ребе Шалом Дов Бера Шнеерсона, были указания омывать младенцу руки перед кормлением, надевать на него кипу (ермолку) и малый талит ("талит катан").

В 1909 году отец ребе получил назначение на должность раввина Екатеринослава, и его семья переехала туда. С детства проявил выдающиеся способности. К 7 годам мало кто из учителей мог его обучать, эту обязанность возложил на себя отец. В молодом возрасте смог пройти всю еврейскую основную литературу и самостоятельно изучал светские науки. Слава о выдающемся юноше дошла до любавичского ребе Йосефа Ицхока Шнеерсона, который вскоре сосватал его со своей средней дочкой.

В октябре 1927 года вместе со своим будущем тестем, любавичским ребе Йосефом Ицхоком и невестой Хаей Мушкой покинул пределы Советского Союза. В 1928 году женился на Хае-Мушке в Варшаве. Начал учёбу в раввинской семинарии Hildesheimer, затем вольнослушателем в Университете Фридриха Вильгельма на факультетах философии и инженерии. В 1933 переехал в Париж, где закончил инженерное отделение Ecole Superieure de Mecanique et d'Electricite и поступил на математическое отделение в Сорбонне. В 1940 был вынужден оставить учёбу и 11 июня, за три дня до захвата Парижа нацистами и установления морской блокады, успел эвакуироваться в Виши, а затем в Ниццу, где оставался до отъезда из Европы.

Переехав в Нью-Йорк, некоторое время работал на бруклинском судостроительном заводе. Затем присоединился к своему тестю, эвакуированному в 1941 из Варшавы, и тоже обосновавшемуся в Нью-Йорке, в расширении деятельности Хабада. В 1942 году тесть назначил его директором центральных организаций движения (Издательство Кехос и Молодёжное движение Хабада), которое вскоре вышло за пределы Америки и создало свои филиалы по всему миру.

Ребе

В 1951, через год после кончины тестя, непрекращающихся обращений хасидов с просьбой занять его место и отказа старшего зятя от своих претензий, стал 7-м любавичским ребе. Ребе продолжил свою деятельность по распространению иудаизма по всему миру. По его инициативе, в том числе, открыты центры в сефардских общинах Марокко и Франции, а также в таких странах, как Бразилия, Аргентина, Австралия, в дальнейшем также в Индии, Китае, Таиланде, Непале. Движение Хабад имело глубокие корни в Российской империи. После революции базу движения разрушили, но остались островки тайных последователей и подпольная деятельность по сохранению еврейства; ребе активно её поддерживал и был одним из первых, кто заново воссоздал еврейские общины в странах СНГ. Одной из центральных тем его деятельности была подготовка к пришествию мессии. Многие его последователи видели в этом намёк на то, что сам ребе является настоящим Машиахом (мессией).


Признание ребе Машиахом

Известное хасидское высказывание «Каждый хасид видит в своём Ребе — Машиаха» послужило толчком к тому, что хасиды Хабад стали открыто говорить о том, что Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон является Машиахом.

Взгляды

Отношение к противопоставлению науки и религии

  1. Те люди, хотя и движимые лучшими побуждениями, которые интерпретировали отрывки Торы иначе, чем освященная веками традиция, поступали так только потому, что заблуждались, полагая, будто концепции Торы (о возрасте мира и т. д.) противоречат науке.
  2. Апологетическая литература, по крайней мере ее значительная часть, созданная в результате этого ошибочного мнения, исходила из принципа, что допускаемая словесная уступка науке не представляет опасности, если она способствует повышению преданности евреев Торе и заповедям.
  3. В основе этого подхода лежала ошибочная убеждённость, что научные «выводы» категоричны и абсолютны.
  4. Между прочим, некоторое объяснение этому отношению к науке можно найти в том факте (как это отмечалось в моем предьдущем письме), что Тора оказывает науке больше доверия, чем сама современная наука. Это очевидно из правила Галохи о том, что запрет нарушать субботний покой теряет силу в случае, когда, по мнению врача, речь идет о жизни человека. Можно назвать много других аналогичных правил.
  5. Однако решающим обстоятельством является то, что последние достижения науки привели к радикальному изменению ее оценки самой себя, четкому определению границ своих возможностей. Поэтому сейчас в науке нет ничего категоричного, принцип причинности заменен принципом «вероятного следования событий» и т. д.
  6. Более того, современная наука считает, что научные суждения и описания не обязательно «представляют» вещи такими, какие они есть в действительности.
  7. Наука требует эмпирической проверки: «выводы» считаются «научными», если они проверены экспериментально. Этого нельзя сказать о выводах, относящихся к явлениям, происходившим в условиях, которые неизвестны человечеству и никогда не могут быть проверены.
  8. В связи с изложенным нет оснований считать, что наука (в отличие от некоторых людей, занимающихся наукой) может утверждать что-либо определенное о происходившем в далеком прошлом, на заре истории. Соответственно нет надобности искать новые интерпретации Торы, чтобы согласовать их с наукой, как уже было сказано в начале письма.

Таким образом, Любавичский Ребе

  1. достаточно скептически относится к апологетике, считая её своего рода «уступкой» науке;
  2. ограничивает область науки явлениями современности или недавнего прошлого, считая ненаучными попытки распространить это на далекое прошлое;
  3. указывает на ограниченную достоверность данных науки и их изменчивость, как плодов человеческого разума, в отличие от позиции Торы, являющейся абсолютной истиной, данной Свыше.

Отношение к Государству Израиль

Несмотря на то, что последователи ребе построили в Кфар Хабад точную копию его дома в Бруклине, за всю свою жизнь ребе Менахем Мендл ни разу не посетил Израиль. Похоронен не на Святой Земле, а в Нью-Йорке.

Из выступления в 1967 году (период Шестидневной войны):

Ребе постоянно поддерживал связь с израильским правительством и военным руководством страны по вопросам обеспечения её безопасности.

Когда бы ни поднимался вопрос «земля в обмен за мир», Ребе, как и во всех серьёзных делах, искал указаний в Торе. Он выявил, что закон Торы содержит для Израиля условия мира и безопасности: они могут быть достигнуты только с позиций силы и уверенности в себе. Он настаивал, что любое проявление слабости или неуверенности побудит противников Израиля к дальнейшей агрессии и терроризму.

Озабоченность Ребе делами Святой земли и его внутренняя к ней привязанность как личная, так и через тысячи его последователей и сотни организаций в Израиле, стали легендой. (там же).

Оппоненты

Книги

Игрот Кодеш

Письма Любавичского Ребе. До сегодняшнего дня вышло 29 томов писем.

Маамарим

Маамарим в хасидской традиции — это Божественное откровение.

Ликутей Сихот

Избранные беседы Любавичского Ребе. Запись слушателей, отредактированная Ребе.

Торат Менахем

Хайом-йом

Хасидские учения и афоризмы на каждый день. Издано в 1943 году.

Поделиться: