Трэвис родился и вырос в деревне Мухленберг, штат Кентукки. Этот край вдохновил музыканта на написание многих песен. В раннем возрасте Мерл стал интересоваться гитарой, учителем игре на ней стал сам брат Трэвиса.
Практиком юного музыканта был Арнольд Шулц, играющий в стиле чёрного кантри-блюза. Шулц преподавал игру в этом стиле разным местным музыкантам, включая Кеннеди Джонса, который передал свои навыки другим гитаристам, в особенности Моисею Рэджеру и Айку Эверли, отцу The Everly Brothers. Таким образом, эта техника игры очаровала многих гитаристов в их местности и обеспечила вдохновение молодому Трэвису.
В 18-летнем возрасте Тревис исполнил песню „Tiger Rag“ на местном радио. В 1937 году он стал гитаристом в Georgia Wildcats. Позже играл в госпел-квартете Drifting Pioneers.в 1938 году игра Тревиса очаровала членов радиостанции WLW и решила включить его выступления в танцевальное радио-шоу „Boone County Jamboree“. Помимо этого, Тревис вел различные программы на этом радио, успев поработать с Луи Маршалом „Дедушка“ Джонсом, Delmore Brothers, Хэнком Пенни и Джо Мэфисом, которые стали его друзьями на всю жизнь.
В 1943 Тревис и Дедушка Джонс начали записываться в городке Цинцинатти, сотрудничая с продюсером Сидом Нейтано, основавшим лейбл King Records. Музыканты взяли псевдоним Sheppard Brothers и выпустили на новом лейбле свой первый релиз — песню „You’ll Be Lonesome Too“, которую позже перепели многие исполнители, начиная Delmore Brothers и заканчивая Джеймсом Брауном.
В 1944 Трэвис покинул Цинцинатти и уехал в Голливуд. Там его известность существенно возросла, во многом благодаря участию в радио- и живых сценических шоу, а также в исполнении эпизодических ролей в нескольких вестернах категории „B“.
Когда Drifting Pioneers покинули радио WLW, Мерл Дедушка Джонс и Братья Делмор основали госпел-группу The Brown's Ferry Four (Мерл играл на басу). Исполняя традиционные черные и белые госпел-песни, они стали одной из самой популярной госпел-коллективом того времени, записав почти 4 грампластинки (по обе стороны) на King Records с 1946 по 1952 гг. The Brown’s Ferry Four скромно называли себя „пожалуй, самой лучшей белой госпел группой“».
В течение этого времени Трэвис появился в нескольких музыкальныхроликах (англ. Soundies) — ранней форме музыкальных видеоклипов, предназначенных для воспроизведению на музыкальных автоматах, где можно было увидеть и услышать популярных исполнителей. Первым таким видео Мерла стало «Night Train To Memphis» с группой Джимми Уокели Oklahoma Cowboys and Girls, в которой играли Джонни Бонд и Уэсли Таттл. Ещё одна их совместная работа называлась «Why’d I Fall For Abner» и была включена в «2007 PBS documentary Soundies».
Помимо игре в госпел-коллективе, с 1946 года Трэвис начал записываться как сольный исполнитель на Capitol Records. В этом же году были выпущены 3 сингла — «Cincinnati Lou», «No Vacancy» и «Divorce Me C.O.D.», ставшие суперхитами и попавшие в тройку чарта «Hot Country Songs».
В 1946 у Трэвиса родилась идея записать несколько народных песен в современной аранжировке. Результатом этой работы стал фолк-альбом в 1947 году под названием «Folk Songs from the Hills». 2 песни с него стали суперхитами — «Sixteen Tons» и «Dark as a Dungeon». Первую из них перепел Tennessee Ernie Ford в 1955 году, тогда она и получила широкую известность, заняв первую строчку чарта «Hot Country Songs».
Помимо успешного фолк-релиза, 1947 год стал для Мерла пиком кантри-карьеры — вышло 5 синглов, один из которых, «So Round, So Firm, So Fully Packed», стал самой успешной песней исполнителя за всю его карьеру.
На протяжении 40х и 50х песни Трэвиса пользовались популярностью на радиостанциях, он появлялся на многих телешоу посвященных кантри-музыке, вел собственное — «Мерл Трэвис и Компания» со своей женой Джун Хэйден. Он был регулярным участником передач «Hollywood Barn Dance», транслировавшейся на радиостанции KNX, и «Town Hall Party» на радио KXLA, в 1953—1961 ставшее телевизионным шоу.
Последовательность хит-синглов Трэвиса, начатая в середине 40х, к началу 50х свелась на нет. Но, несмотря на спад популярности, он продолжал музыкальную деятельность, успев поработать с такими исполнителями как Джонни Кэш, Дедушка Джонс и Хэнк Томпсон, с последним сделал несколько записей. Трэвис продолжал записываться на Capitol Records в 50х, всячески экспериментируя со своим звучанием.
В 1953 году Мерл снялся в успешном фильме «Отныне и во веки веков», спев песню «Reenlistment Blues». В 1955 Трэвис записал альбом «The Merle Travis Guitar», который увидел свет 1 января 1956 года. В 1957 вышло переиздание «Folk Songs of the Hills» под названием «Back Home» с четырьмя новыми песнями. В 1960 году вышел «Walkin' the Strings», получивший рейтинг в пять звезда от журнала Rolling Stone.
Его карьера приобрела второе дыхание благодаря возрождению американской народной музыки в конце 50-х — начале 60-х. Трэвис стал хэдлайнером многих концертов, таких как фолк-фестиваль «Carnegie Hall» в 1962. В то же время он переехал в Нэшвилл и стал постоянным участником «Grand Ole Opry».
Начало 70-х стало для Трэвиса спадом популярности на его творчество, но он продолжал записываться и частенько появляться в таких музыкальных телешоу как «Porter Wagoner Show», «Johnny Cash Show», «Austin City Limits», «Grand Old Country» и «Nashville Swing».
В 1972 году Трэвис участвовал в записи альбома «Will the Circle Be Unbroken» группы Nitty Gritty Dirt Band. В 1974 выпустил альбом «The Atkins-Travis Traveling Show» дуэтом с Четом Аткинсом. Альбом выиграл номинацию Грэмми в категории «лучший инструментал-кантри альбома». Следующий же его альбом, Guitar Player, не был номинирован.
Несмотря на завидную популярность, его личная жизнь была отнюдь не успешной. Мерл страдал тягой к спиртному и время от времени попадал во всякие инциденты, связанные с применением насилия в Калифорнии. На протяжении всей карьеры Мерл страдал страхом перед сценой. Алкоголь ему помогал ему раскрепощаться и становиться харизматическим на концертах.
За свою жизнь женился несколько раз.
Мерл Трэвис умер в 1983 году из-за сердечной недостаточности, находясь в 65-летнем возрасте. Смерть произошла в его доме в городе Талекуа, штат Оклахома. Тело музыканта было кремировано, и его прах был развеян вокруг установленного ему мемориала в городе Дрэйксборо, штата Кентукки.