Сын Луиша Кандидо Манчадо и Марии Мартиньа до Бонфим, Мануэль родился в городе Салвадор, Бразилия.
Прозвище появилось в результате пари между его матерью и акушеркой, принимавшей роды; мать была уверена, что родится девочка, поэтому акушерка, увидев что родился мальчик воскликнула: «Это мальчик, взгляни на его „бимба“».
Он начал изучать капоэйру в возрасте 12 лет, несмотря на то, что Капоэйра в том время все ещё законодательно преследовалась в Бразилии, согласно принятой в 1892 году первой Конституции Бразилии. Позднее он станет известен, как один из легендарных создателей современной Капоэйра. Другим легендарным создателем станет Местре Пастинья, создатель кардинально другой ветви капоэйры — Капоэйра Ангола. Впрочем, невозможно сказать, что, кроме спортивного соперничества, существует какой-то антагонизм между последователями этих ветвей Капоэйры.
Примерно в 18 лет Бимба почувствовал, что Капоэйра начинает терять свою эффективность, как боевое искусство, инструмент противодействия, принимая все больше вид фольклорного искусства, который упрощен до девяти основных движений. Именно тогда Бимба начал восстанавливать движения первоначальных боев Капоэйра, добавляя к ним движения из другого африканского боевого искусства Батуке (порт. batuque) — контактный атакующий вид боевого искусства, которому он научился у своего отца. Это положило начало развитию Капоэйра Режиональ.
В 1928 году началась новая глава в истории развития Капоэйра, одновременно меняя отношение к темнокожим людям (людям африканского происхождения, привезённым в Бразилию в роли рабов) в бразильском обществе). После представления во дворце губернатора Баии, Местре Бимба наконец убедил представителей власти официально разрешить Капоэйру, доказав её высокую культурную ценность для общества.
Местре Бимба создал первую школу Капоэйры в 1932, Academia-escola de Cultura Regional, в Салвадоре, Баия. До этого времени Капоэйра была исключительно уличным боевым искусством. Тем не менее, высшие слои населения продолжали предвзято относиться к Капоэйре, считая её спортом для бедных. Для того, чтобы избавить боевое искусство от связанной с ним плохой репутации, Бимба устанавливает новые стандарты Капоэйры.
Его ученики обязуются надевать чистую белую форму, в его школе вводятся стандарты для уровней мастерства, которые необходимо периодически подтверждать, и так далее. В результате введения этих стандартов его школу начинают посещать доктора, адвокаты, политики, а также женщины, которым до того было запрещено вступление в школу.
В 1936 году Бимба вызывает бойцов любых боевых искусств на поединок. В результате этого он проводит четыре поединка с наиболее известными бойцами в Бразилии и побеждает во всех четырёх.
В 1937 его приглашают продемонстрировать стиль Капоэйра президенту Жетулиу Варгасу в результате чего Местре Бимба получает сертификат Министерства Образования Бразилии.
В 1942 году Бимба открывает свою вторую школу, которые существует и в наши дни, и управляется одним из его учеников.
Местре Бимба был шахтером, плотником, кладовщиком, портовым грузчиком, но в первую очередь он всегда был капоэйристом. Будучи неудовлетворен напрасными обещаниями и отсутствием поддержки со стороны правителей штата Баия, в 1973 году он переезжает в Гоянию по приглашению одного из бывших учеников. Спустя год, а точнее 15 февраля, 1974 он умирает от сердечного приступа.
Бимба смог восстановить боевые ценности искусства Капоэйра, которые существовали среди темнокожих рабов несколько веков до него. Для Местре Бимба Капоэйра была искусством, в котором нужно абсолютно всегда избегать соревнования, так как Капоэйра — это прежде всего искусство сотрудничества, в котором более сильный боец всегда находится в ответе за более слабого бойца, помогая ему развивать его навыки ведения боя.
Местре Бимба всю жизнь боролся за то, что по его мнению наиболее соответствовало Капоэйра. После его смерти один из его сыновей, Местре Ненель, в возрасте 14 лет принял бразды правления его академией Капоэйра. Сейчас он является президентом Filhos de Bimba .
Бимба был абсолютно уверен в выдающемся значении Капоэйра, как искусства самообороны. Именно от этого факта исходит его желание развивать обучение на основе структурированных систематических упражнений.
Бимба развил метод обучения Капоэйра на основе предписаний, принципов и традиций, которые до сих пор являются частью стиля Капоэйра Режиональ. Некоторыми из его предписаний являются:
Бимба также установил несколько своих собственных принципов Капоэйра для того, чтобы укрепить свои методы обучения:
Позднее, Бимба разработал несколько обычаев и ритуалов в поддержку своей методологии:
Эти аспекты до сих пор остаются в Капоэйра Режиональ, делая методику Бибмы яркой и выдающейся: