Жизнь и творчество
Сын Томаса Арнолда, на протяжении 13 лет возглавлявшего частную школу в Регби. Во время обучения в Оксфордском университете подпал под сильное влияние Джона Генри Ньюмана и прочих деятелей Оксфордского движения. На протяжении всей жизни Оксфорд оставался для него синонимом накопленной человечеством культуры и цивилизации, которую подтачивают «чернь» (рабочий класс), «филистимляне» (буржуазия) и «варвары» (аристократия).
По профессии Арнолд был инспектором провинциальных школ, много путешествовал по стране. В своей центральной книге, сборнике очерков «Культура и анархия» (1869), Арнолд с пессимизмом взирает на хаотичную эпоху промышленной революции из башни слоновой кости рафинированного интеллектуального аристократизма. Он превозносит поэзию, которая для современного человека заменяет религию, ведь именно к ней обращаются за истолкованием жизни, в ней ищут моральной поддержки и утешения.
Как явствует из его лекций «О переводах Гомера» (1860), образцами для современных поэтов Арнолд считает греческих и римских авторов, в которых черпали вдохновение поэты эпохи классицизма. Для его собственного поэтического творчества характерны единство места и действия, бесстрастность, обобщенность и архитектурность — качества, которые он противопоставляет губительной неразберихе повседневности («On Dover Beach», 1867). Его поэзия настолько высоко ценилась современниками, что в 1857 г. ему была доверена оксфордская кафедра поэтического мастерства.
Публикации
Стихотворные произведения
- Alaric at Rome. A Prize Poem (1840)
- Cromwell. A Prize Poem (1843)
- The Strayed Reveller and Other Poems (1849)
- Empedocles on Etna and Other Poems (1852)
- Poems. A New Edition (1853)
- Poems. Second Series (1855)
- Merope. A Tragedy (1858)
- New Poems (1867)
- A Matthew Arnold Birthday Book (1883)
Эссе
- England and the Italian Question (1859)
- The Popular Education of France, with Notices of That of Holland and Switzerland (1861)
- On Translating Homer. Three Lectures Given at Oxford (1861)
- On Translating Homer. Last Words. A Lecture Given at Oxford (1862)
- Heinrich Heine (1863)
- A French Eton; or, Middle Class Education and the State (1864)
- Essays in Criticism (1865)
- Schools and Universities on the Continent (1867)
- On the Modern Element in Literature (1869)
- Culture and Anarchy. An Essay in Political and Social Criticism (1869)
- Literature and Dogma. An Essay towards a Better Apprehension of the Bible (1873)
- Higher Schools and Universities in Germany (1874)
- God and the Bible. A Review of Objections to «Literature and Dogma» (1875)
- Last Essays on Church and Religion (1877)
- Mixed Essays (1879)
- The Study of Poetry (1880)
- Irish Essays, and Others (1882)
- Friendship’s Garland Being the Conversations, Letters and Opinions of the Late Arminius, Baron von Thunder-ten-Tronckh (1883)
- On the Study of Celtic Literature (1883)
- St. Paul and Protestantism; with an Introduction on Puritanism and the Church of England (1883)
- Culture and Anarchy (1883)
- Discourses in America (1885)
- Charles Augustin Sainte-Beuve. In: Encyclopedia Britannica, IX: S. 162—165 (1886)
- Education Department (1886)
- General Grant. An Estimate (1887)
- Schools. In The Reign of Queen Victoria (ed. by T. H. Ward, II: S. 238—279, 1887)
- Essays in Criticism. Second Series (1888)
- Civilization in the United States. First and Last Impressions of America (1888)
- Reports on Elementary Schools 1852—1882 (ed. by Sir Francis Sandford, 1889)