Популярные
На фото Михаэль Лайтман

Михаэль Лайтман

основатель и руководитель Международной Академии Каббалы и Института исследования Каббалы им
Дата рождения:
1946-08-31
Биография

Биография

Родился 31 августа 1946 г., в г. Витебск (Белоруссия).

В 1971 году окончил Северо-Западный заочный политехнический институт, где изучал биологическую и медицинскую кибернетику. В рамках обучения проводил исследовательскую работу в институте исследования крови, специализировался по электромагнитному регулированию кровоснабжения сердца и мозга. После окончания института работал в Кронштадтской лаборатории Военно-медицинской академии, затем в Севастополе, в дельфинарии академии. Под руководством профессора Ахутина работал по теме «Космическая медицина».

В 1974 году репатриировался в Израиль, работал на базе ВВС Израиля, занялся бизнесом в медицинской области.

В 1975-м осознал себя верующим. Разочаровавшись в способности науки раскрыть источник жизни, начал посещать раввинов и каббалистов, пытаясь получить ответ на этот вопрос у них.

В 1978 году стал учеником каббалиста Баруха Ашлага и оставался таковым в течение 12 лет до его кончины.

В 1994 году основал группу Бней Барух.

В 2001 году на базе Бней Барух открыл «Международную Академию Каббалы» с очной и заочной формами обучения для всех желающих. Отделения Академии открыты в более чем 25-и странах мира. Академия существует на отчисления 10 % от доходов учеников, которые Лайтман считает обязательными, и на добровольные пожертвования. Все учебные материалы — лекции, книги, фильмы и т.д — выкладываются в интернете в свободном доступе. Академия также ведёт бесплатные заочные курсы.

В 2004 году Лайтману решением диссертационного совета Института философии Российской академии наук присуждена степень кандидата философских наук[неавторитетный источник?]. В сентябре 2004 года негосударственная организация сомнительной репутации[неавторитетный источник?] — высшая межакадемическая аттестационная комиссия «Международного межакадемического союза» выдала Лайтману аттестат профессора. В интервью газете Едиот Ахронот Лайтман рассказал, что получил профессорское звание условно и должен был для его подтверждения поработать в «академии, в России», чего не произошло. «Теперь, осталась только корочка», заявил Лайтман. Несмотря на это, он продолжает утверждать на своём сайте, что имеет «докторскую степень по философии и каббале» от «московского института философии» Российской академии наук и добавляет к своему имени «рав» и PhD.

Последние 30 лет занимается изучением каббалы и популяризацией своего к ней подхода. Живёт в Израиле, женат, имеет троих детей.

Деятельность Лайтмана

Главным аспектом деятельности Лайтмана является распространение «науки Каббала» всем желающим. Лайтман отмечает, что «чувствует себя обязанным продолжать следовать пути Бааль Сулама и РАБАШа в распространении каббалы в массах, без каких либо ограничений». Целью Лайтмана, по его словам, является популярное разъяснение книг Ашлагов, которые были написаны специально для нашего поколения. Таким образом он надеется раскрыть и распространить каббалу в широких массах.

Трактуя различные высказывания каббалистов прошлого как прямое указание необходимости распространения Каббалы всем желающим, Лайтман принимает участие в конгрессах, семинарах, научных конференциях по всему миру. По его словам, ради этого он защитил кандидатскую диссертацию, и на это направлена вся его деятельность.

Подход Лайтмана к каббале

Подход Лайтмана кардинально отличен от устоявшихся представлений о каббале, как о мистическом направлении в иудаизме. Лайтман считает каббалу наукой о действительности, не имеющую отношения к мистике и определяющую религии и верования, как частные случаи несовершенного описания существующей реальности. Лайтман утверждает, что каббалу могут изучать все желающие, вне зависимости от возраста, религиозной, национальной, расовой, половой принадлежности и сексуальных предпочтений [неавторитетный источник?]. Также, по словам Лайтмана, от изучающих каббалу не требуется изменения своих привычек, образа жизни, отказа от религиозной или национальной принадлежности. Подобные взгляды вызывают резкое неприятие со стороны последователей традиционного подхода к каббале (см.раздел «Критическое отношение к деятельности Лайтмана»).


Трактовка понятия «Творец»

Лайтман отвергает общепринятое представление о Творце. Согласно Лайтману, Творец — это свойство «отдачи» — более высокая, по отношению к нему, ступень. Творец — это причина относительно следствия (человека). Кроме того, Творец — это «общий замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создаёт нашу вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели — поднять творения в развитии до своего уровня». Лайтман также нередко заявляет о себе, что он атеист, хотя при этом он не отвергает идею бога-творца, создавшего мир и людей.

Книги

Лайтман — автор нескольких десятков книг по каббале, в которых излагаются базовые понятия Каббалы. Книги Лайтмана переведены и изданы на множество языков мира.

Также под руководством Лайтмана издается основная масса трудов, писем и комментариев каббалистов Йегуды Ашлага (Бааль Сулама) и его сына Баруха Ашлага (РАБАШа), включая комментарий «Сулам» к книге Зоар, а также статьи Бааль Сулама для начинающих: «Введение в науку Каббала» («Птиха»), «Предисловие к книге Зоар» и др.

Лекции

Критика

Критика ортодоксальных иудеев

Деятельность Лайтмана вызывает крайнее неприятие и критику со стороны религиозных и светских последователей классического подхода к каббале. Критики Лайтмана обвиняют его в сектантстве и в профанации каббалы. Ортодоксы категорически отвергают утверждения Лайтмана об отсутствии связи между каббалой и иудаизмом, на основании того, что все каббалисты прошлого и настоящего являлись и являются ортодоксальными иудеями, скрупулёзно соблюдающими галахические предписания.

Несмотря на то, что все его сотрудники и ученики называют его «рав», Лайтман, носящий бороду, большую чёрную кипу и одетый, как ультраортодоксальный еврей, на самом деле не является раввином. «На иврите учителей называют Рав», утверждает Лайтман.

Бней Барух как секта

Российская ассоциация центров изучения религии и сект (РАЦИРС), объединяющая региональные общественные организации, работающие по проблеме сектантства на территории постсоветского пространства и возглавляемая Александром Дворкиным, перечисляет «Школу Михаэля Лайтмана» в своём списке тоталитарных сект.

Другая критика

При прокурорской проверке в Саратове, проведённой в августе 2007 года, из книжных магазинов была изъята книга Лайтмана «Богоизбранность». По словам сотрудника прокуратуры, лингвистическая экспертиза установила, что «издания содержат признаки экстремизма — пропаганду исключительности и превосходства людей по признаку расовой принадлежности, обоснование и оправдание превосходства по расовому признаку, а идейное содержание книг способствует возбуждению рассовой и национальной розни».

Некоторые высказывания

На вопрос, являлся ли Гитлер, уничтоживший шесть миллионов евреев, «инструментом божьим», Лайтман ответил, что римляне, Гитлер и Осама бин Ладен — это «марионетки Господа».

Книги и публикации Лайтмана на русском языке

  • Кабала
  • Лайтман М. Богоизбранность. М., 2003.
  • Лайтман М. Духовный поиск. М., 2003.
  • Лайтман М. Зарождение общества будущего. М., 2004.
  • Лайтман М. Исторический аспект науки каббала // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М., Розин В. Каббала в контексте истории и современности. М., 2005
  • Лайтман М. Каббала и религия // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Каббала — корень всех наук // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Каббала как современное учение // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Каббала как форма иррационального сознания // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Каббалистический словарь. М., 2002.
  • Лайтман М. Книга «Зоар». М., 2003.
  • Лайтман М. Лестница в небо. М., 2000.
  • Лайтман М. Мир. Научное исследование пользы и необходимости исправления природы человека, до подобия Высшей управляющей силе, на опытной основе // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Наука каббала. М., 2002.
  • Лайтман М. Основы каббалы. М., 2000.
  • Лайтман М. Плоды Мудрости. М., 1997.
  • Лайтман М. Последнее поколение. М., 2004.
  • Лайтман М. Постижение высших миров. М., 1995.
  • Лайтман М. Развитие души. М., 2004.
  • Лайтман М. Система мироздания. М., 2000.
  • Лайтман М. Сравнительный анализ каббалы и философии // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Суть науки каббала. М., 2005.
  • Лайтман М. Ступени возвышения. М., 1999.
  • Лайтман М. Схема мироздания. М., 2000.
  • Лайтман М. Терминология науки каббала // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Учение Десяти Сфирот. М., 2001.
  • Лайтман М. Четыре мира // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
  • Лайтман М. Язык каббалы // Наука каббала. Международная академия каббалы: www.kabbalah.info. 2004.
Поделиться: