Автор знаменитого романа «Мастер и Маргарита» родился 15 мая 1891 года. Отец Михаила Афанасьевича Булгакова, профессор духовной академии Киева Булгаков Афанасий Иванович, был исключительно образованным и трудолюбивым человеком. Занимая должность на кафедре западных вероисповеданий, он очень много времени отдавал работе, а кроме того, занимался собственными исследованиями. Михаил был первым ребенком в дружной, а позже и многочисленной семье. У Булгаковых было еще двое сыновей и четыре дочери, но благодаря твердой и любящей руке их матери, Булгаковой Варвары Михайловны, все они росли уважающими труд и получили хорошее образование. Ведь Варвара Михайловна всегда ставила в пример детям отца и воспитывала их в презрении к лени и невежеству.
Михаил Булгаков в шестнадцать лет поступил в Киевский университет на медицинский факультет. Во многом это решение было обусловлено недавней смертью его отца от почечной патологии. В то время ему казалось бесспорным то, что только профессия врача дает независимость и возможность помогать многим людям. Университетские годы были посвящены глубокому изучению предмета будущей работы, но Михаила не обошла стороной и любовь – на втором курсе он женился на Татьяне Лаппа, выпускнице гимназии. Эта женитьба испортила его отношения с матерью, так как своего согласия на брак Варвара Михайловна не дала.
В 1916 году Михаил был выпущен из университета, но диплом получил несколько позже, как и назначение на работу земским врачом в Смоленскую губернию. До назначения он работал в качестве «ратника второго ополчения» в киевском госпитале. На Булгакова обрушилась огромная ответственность за бесчисленных больных. Хирургическая практика в госпитале и последующая работа сельским врачом требовали ответственности и самостоятельных решений, не оставляя времени на политику, сомнения и модный в начале двадцатого века модернизм.
Больных было много – чистая специфика работы земского врача. Тем более что в этот момент под Смоленском началась вспышка дифтерии. Спасая больного ребенка, Михаил с помощью обычной трубки отсасывает у него из горла дифтерийные пленки, мешающие дышать. Происходит довольно частое осложнение подобной операции – врач инфицируется сам. Булгаков вводит себе весьма несовершенную сыворотку против дифтерии и получает аллергические реакции – сыпь, зуд и непереносимые боли. Чтобы не прерывать прием больных и улучшить собственное состояние, Булгаков принимает решение о введении себе морфия в течение нескольких дней. Результатом этого стало быстрое привыкание к морфию, с которым Михаил боролся до 1919 года.
Перед самой революцией, осенью в 1917 году Булгаковы покидают деревню Никольское под Смоленском и переезжают в Вязьму. Не разбираясь в проблемах Октябрьской революции и не особо утруждая себя оценкой ситуации, Булгаков принимает решение о переезде в Киев, куда и перебирается весной 1918 года. Здесь, в Киеве, царит столь быстрая смена властей со столь разными политическими оттенками, что уследить за ними просто невозможно. А вот недостаток продуктов и царящий кругом хаос вызывают у молодого врача желание перенести свои беды и переживания на бумагу.
В 1919 году Булгаков попадает под белогвардейский призыв и направляется на работу военврачом на Кавказ. Одновременно он подрабатывает в кавказской газете корреспондентом. Но белогвардейское движение терпит крах, и в большевистском Кавказе весной 1920 года Булгаков отказывается от врачебной практики и становится членом политотдела Ревкома во Владикавказе. Здесь он сначала занимает должность начальника литературной секции, а позже – театральной. Однако уже осенью того же года его изгоняют из политотдела как «чуждый элемент» – человека, сотрудничавшего во время гражданской войны с Белой гвардией.
Выжить в этот период семье Булгаковых позволяют лишь занятия Михаила литературой. Он пишет фельетоны, заметки, рецензии и пьесы, которые ставятся во Владикавказском русском театре. Но и здесь без проблем не обошлось – русский театр во Владикавказе был закрыт в начале 1921 года. В надежде пристроить хоть что-нибудь из своих литературных произведений Булгаков едет в Тифлис, а позже вместе с женой отправляется в Батум. В этот приморский город Булгаков поехал с мыслью покинуть пределы России, но и это не удалось – он продолжает свое путешествие по стране, отправляясь в Москву.
Зима в Москве Булгаковым далась нелегко. С осени до весны 22 года они жили впроголодь, и лишь благодаря предприимчивости и неуемной энергии Михаила их материальное положение начало выправляться. В мартовских выпусках газеты «Рабочий» были опубликованы восемь репортажей Булгакова, а в мае он начинает сотрудничать с газетой «Накануне». Эта газета публиковалась в Берлине и предназначалась для русскоязычных читателей за рубежом. Уже летом в приложении к «Накануне» публикуется первая часть булгаковских «Записок на манжете», а зимой – отрывок из романа Булгакова «Алый мах» и рассказ «Чаша жизни». В том же 1922 году рассказы Булгакова печатают в различных изданиях: «Рупор», «Красный журнал для всех», «Россия».
С 1923 по 1924 годы Булгаков издает серию очерков и фельетонов в газетах «Гудок», «Накануне» и работает над романом «Белая гвардия». В это же время он пишет «Роковые яйца» и «Дьяволиаду», но опубликованы эти вещи будут лишь в 1924 – 1925 годах в альманахе «Недра».
В 1925 году Михаил Булгаков оформляет развод и официально регистрирует брак с Белозерской Любовью Евгеньевной. Несмотря на изменения в личной жизни, работоспособность Булгакова осталась на прежнем уровне. За 1925 год он написал пьесы «Зойкина квартира» и «Дни Турбиных», потрясающую повесть «Собачье сердце», пародийный короткий роман «Багровый остров» и серию рассказов «Записки юного врача». Летом этого года вместе с новой женой Булгаков гостит в течение нескольких недель у Максимилиана Волошина, в коктебельской даче этого известнейшего русского поэта. На акварели, подаренной Булгакову, Волошин оставил весьма примечательную надпись, где было сказано, что Михаил Афанасьевич первым «запечатлел душу русской усобицы».
По возвращении Булгакова из Крыма в «Красной газете» печатаются очерки «Путешествие по Крыму». Но в этот момент у писателя начинаются неприятности – внимание Главлита привлекла социально-политическая составляющая повести «Собачье сердце». Это событие явилось спусковым крючком для нападок советских критиков на все творчество Булгакова в целом. Быстро сориентировались и издатели – дорога произведениям Булгакова была перекрыта. Булгаков бы вынужден переориентироваться на театр и писать только пьесы, и такое положение сохранялось несколько лет. Последней изданной прозой Булгакова при жизни стала выпущенная весной 1926 года издательством «Недра» «Дьяволиада». А уже в мае к Михаилу Афанасьевичу заявляются «люди в черном» и изымают при обыске дневниковые записи писателя и повесть «Собачье сердце» в двух экземплярах.
С огромными трудностями были получены разрешения на спектакли по пьесам Булгакова «Зойкина квартира» и «Дни Турбиных» в осенний сезон 1926 года. В то же время московский Камерный театр готовился к постановке булгаковского «Багрового острова», а сам Михаил Афанасьевич писал пьесу «Бег» по согласованию с московским Художественным театром. Но нарастающая волна травли Булгакова в периодической печати постепенно подействовала и на чиновников Реперткома – все пьесы Булгакова были запрещены. Хотя надо отметить, что заступничество Ворошилова позволило пьесе «Дни Турбиных» вернуться на сцену Художественного театра, но лишь на короткое время.
Работу над будущим знаменитым романом «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков начал в 1928 году. Но политическая атака на писателя продолжалась. Масла в огонь подлил и Сталин, оценив пьесу «Бег» как попытку вызвать симпатию и жалость к деятелям антисоветской эмиграции. Сталин считал, что и сама пьеса представляет собой антисоветское явление.
Тем не менее, жизнь продолжалась. В конце зимы 1929 года чета Булгаковых познакомилась с Шиловской Еленой Сергеевной, супругой военачальника Шиловского. Частые посещения Еленой Сергеевной дома Булгаковых вылились в тайный роман с писателем. Весной того же года Михаил Афанасьевич вернулся к работе над «Мастером и Маргаритой» (носившем тогда название «Копыто инженера») и попытался опубликовать отрывок из этого произведения в издательстве «Недра». Но даже псевдоним (К. Тугай) не помог делу, и писатель впал в депрессию, полностью прекратив работу над вторым редактированием романа.
В 1929 году, осенью Булгаков в отчаянии пишет письма официальным лицам с просьбой позволить ему и жене выезд за границу. Среди адресатов были Сталин, Горький, Енукидзе, Калинин, но ответить не потрудился никто. Тогда же Михаил Афанасьевич создал пьесу о Мольере «Кабала святош», но уже весной 1930 года эта пьеса была запрещена к представлению. Писатель вновь предпринимает попытку достучаться до правительства, пишет, что готов уехать из страны, которой он не нужен, и просит, если выезд невозможен, устроить его на работу в театр в качестве режиссера. Свои просьбы он мотивирует тем, что ему не на что жить, а все его книги не востребованы в СССР.
Письма Булгакова заинтересовали Сталина, и он даже лично позвонил писателю в апреле 1930 года. Но на прямой вопрос вождя о желаниях Булгакова Михаил Афанасьевич не нашел ничего лучшего, чем ответить, что русский писатель не может жить вне родины. Сталин мгновенно решил все вопросы, предложив Булгакову место в Художественном театре. Уже на следующий день московский Художественный театр распахнул свои объятия новому ассистенту режиссера. Однако уже через год Булгаков понял, что подобная работа не дает ему и малой толики внутреннего удовлетворения, сравнимого с занятиями литературой. Здоровье писателя резко ухудшилось, у него началась неврастения, беспричинные страхи и тоска. В то же время усугубляется разлад с Любовью Евгеньевной, супругой писателя. Постоянные укоры в нежелании работать и слова «Ты – не Достоевский!» сделали свое дело – брак дал трещину и развалился.
В 1932 году совершенно неожиданный сюрприз поднес Булгакову всесильный Енукидзе, распорядившись по телефону о возвращении «Дней Турбиных» на сцену. Это случилось в январе, а в марте Художественный театр начинает репетировать булгаковского «Мольера». Летом редакция «Жизни замечательных людей» предложила Булгакову написать историческую биографию Мольера. Тем же летом писатель после более чем годовой разлуки снова встретился с Еленой Сергеевной Шиловской, и осенью они поженились. Супруги отправились в Ленинград, где окрыленный Михаил Афанасьевич по памяти, не имея черновиков, приступает к воссозданию сожженного им в 1930 году романа «Мастер и Маргарита».
Жизнеописание Мольера Булгаков закончил весной 1933 года, но всего через месяц получил резко отрицательный отзыв редактора А. Н. Тихонова. Писатель очень расстроился, но работу над другими произведениями, к счастью, не прекратил. С 1932 по 1933 год он создал по мотивам пьес Мольера своего «Полоумного Журдэна», начал работу над пьесой «Блаженство» и даже сыграл роль судьи в «Записках Пиквикского клуба», поставленном в московском Художественном театре. Эта роль вызвала восхищение и поздравления от самого Немировича-Данченко. И все это время писатель работает над «Мастером и Маргаритой».
Весной 1934 года Булгаковы переезжают в трехкомнатную квартиру, расположенную неподалеку от Художественного театра. Но перемена условий в лучшую сторону мало сказалась на здоровье писателя. Страхи преследования заставляют его написать Енукидзе просьбу о предоставлении возможности выехать за границу в творческую командировку. После отрицательного ответа Булгаков испытал столь сильный стресс, что к нему был вызван врач, который поставил диагноз – сильное переутомление.
Премьера «Мольера» состоялась в феврале 1936 года с огромным успехом, но московские газеты разразились бурей отрицательных отзывов о пьесе. Публикации в «Правде» и «Литературной газете» заставили директора театра снять от греха подальше со сцены новый спектакль. После этого решения вскоре были запрещены еще два спектакля, так и не дошедших до публики: «Иван Васильевич» и «Александр Пушкин».
Летом в 1936 году полностью закончено воссоздание «Мастера и Маргариты», а Булгаков переходит из Художественного театра в Большой на должность либреттиста и начинает работу над «Театральным романом». Усталость и безысходность не покидают его – ведь работа в театре не оставляет ни сил, ни времени на собственное творчество. Однако осенью в 1937 году Булгаков обращает весь свой творческий потенциал на шестую редакцию романа «Мастер и Маргарита». Лишь летом следующего года был полностью закончен машинописный вариант рукописи, но великий роман увидел свет только после смерти своего автора.
Написанная по заказу в 1939 году пьеса «Батум», посвященная революционной деятельности Сталина, подверглась резкой критике вождя за выдуманность слов и положений. Но все неприятности потеряли значение, когда в сентябре 1939 года врачи сообщили Булгакову, что дни его сочтены. В октябре же болезнь обрушилась на писателя всей своей силой. Жуткие головные боли мучили его, но он продолжал диктовать жене поправки к «Мастеру и Маргарите». Последняя сделанная писателем поправка относится к февралю 1940 года. Больше Булгаков не написал ни строчки, а 10 марта умер.
Смерть оборвала творчество истинно русского писателя, и можно только догадываться, сколь богатым было бы наследие Булгакова в случае более продолжительной жизни. Но и то, что он успел написать, навсегда останется в истории литературы.
В доме № 10, на Большой Садовой, где жил Булгаков, сейчас находится его музей – и каждый может оставить там записку со своим желанием, адресованную одновременно и автору бессмертного романа, и его великому персонажу. Говорят, что настоящие, сокровенные желания действительно исполняет своей волей всесильный и справедливый Воланд…