В 1940 Михаил Константинович поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. Но началась война и с 1941 М. К. Петров — в действующей армии, прошёл всю войну.
После войны в 1949 успешно окончил военный институт иностранных языков, затем работал преподавателем, был начальником кафедры иностранных языков Ростовского артиллерийского училища. В 1956 году М. К. Петров поступил в аспирантуру Института философии АН СССР. К 1959 кандидатская диссертация «Проблемы детерминизма в древнегреческой философии классического периода» была написана. Однако защита не состоялась по причине расхождения во мнениях с научным руководителем.
В 1959 М. К. Петров написал публицистическую повесть «Экзамен не состоялся» и отправил ее Н. Хрущеву с сопроводительным письмом. Несмотря на то, что была оттепель, его исключили из партии и уволили с должности.
С 1962 работал преподавателем кафедры иностранных языков Ростовского государственного университета. В 1967 году написал ещё одну кандидатскую диссертацию «Философские проблемы науки о науке». В 1969 Петров опубликовал статью «Предмет и цели изучения истории философии», которая вызвала идеологические обвинения в его адрес. В итоге был отстранен от преподавания в вузе.
С 1969 и почти до смерти Михаил Константинович работал в Северо-Кавказском научном центре высшей школы. При этом был почти полностью лишён возможности публиковать свои работы. Основные его работы увидели свет только после развала Советского Союза (см. ниже список трудов).
Михаила Константиновича интересовал вопрос преемственности знаний, накопленных человечеством в области культуры, науки, образования, языка, философии. Также изучал и анализировал древнегреческую цивилизацию.
Петров различал типы культур по способам социального наследования и по способу сохранения социальной преемственности. Набор социальных форм деятельности, существующих в обществе и необходимых для его существования, значительно превышает возможности (метальную вместимость, по Петрову) отдельного индивида. Необходима фрагментация.
Так логически последовательно Петров подводит к понятию социокода, рассчитанного на множество поколений. Социокод использует знак, а именно его способность фиксировать и неопределённо долго хранить значение. Понятие социокода позволяет различать:
Для функционирования социокода необходимы такие виды общения, как: коммуникация, трансляция и трансмутация.