15 июня 1936 года в семье широко известного актера театра Вахтангова, Державина Михаила Степановича, родился мальчик Миша. Если отец его носил титул народного артиста СССР и был лауреатом нескольких сталинских премий, то сыну предстояло поддержать славу фамилии Державиных. Мать Михаила, Ираида Ивановна, также собиралась стать артисткой, но рождение сына, а впоследствии и двух дочек, вынудило ее оставить театральное училище и отдать все свои силы воспитанию детей. Михаил рос любопытным и общительным – тем более что квартиру Державиных, расположенную в центре Москвы, часто посещали знаменитые актеры – В. Г. Кольцов, Н. П. Охлопков, Р. Н. Симонов, А. И. Горюнов, А. Л. Абрикосов.
С началом Великой Отечественной войны театр Вахтангова эвакуировали в Омск. В эвакуации театр продолжал показывать спектакли, и маленький Миша практически все эти спектакли посетил. Как он признавался позже сам, его буквально покорила постановка «Фельдмаршала Кутузова». Миша даже выучил один из монологов Кутузова и, посещая госпиталь, читал его перед ранеными.
В 1943 году очень многие начали возвращаться из эвакуации в Москву. Вернулись и актеры театра Вахтангова. Михаил начал учиться в школе, расположенной совсем рядом с домом. В этой школе учились многие великие актеры, а некоторые из них стали работать позже в том же самом театре Вахтангова. Как шутил уже взрослый Державин, ему ничего другого не оставалось после окончания школы, как поступить в «Щуку» – театральное училище имени Щукина, ведь оно располагалось чуть ли не в соседнем со школой подъезде. Отец мечтал, чтобы Михаил стал художником, и мальчик даже посещал занятия в художественной школе, но окончательный выбор профессии он сделал в пользу театра.
Еще в детстве Михаил Державин познакомился со своим будущим партнером по эстраде Александром Ширвиндтом. У родителей мальчиков оказались общие знакомые и интересы, и семьи часто встречались, что и положило начало дружбе.
В возрасте пятнадцати лет Михаил пережил большое горе – умер его отец. Тяжело переживала смерть мужа и Ираида Ивановна. Ей было всего тридцать три года, и на ее руках осталось трое детей. Михаил начал подрабатывать ночами на «Мосфильме» и через какое-то время перевелся в вечернюю школу. В «вечерку» переводили только рабочую молодежь, но на «Мосфильме» справку о работе ему не выдали. Благо, сослуживцы отца помогли мальчику получить фиктивную справку о работе гримером в театре Вахтангова.
В 1954 году, окончив школу, Михаил Державин стал студентом Щукинского театрального училища. Учился он на курсе Иосифа Моисеевича Толчанова. Поступал Михаил в училище на общих основаниях, хотя практически все преподаватели в училище были друзьями его отца – актерами театра имени Вахтангова. На первом же курсе училища Державин по уши влюбился в однокурсницу Катю, дочь знаменитого Аркадия Райкина. Брак с дочерью великого артиста оказался непрочным, но надо заметить, что Аркадий Райкин не порвал отношения с Державиным и всегда относился к нему исключительно хорошо. В казалось бы счастливом браке была заложена бомба – у молодых не было своей квартиры. Бытовая неустроенность сначала убила любовь, а потом привела к разводу – правда, дружбу Михаил и Екатерина сумели сохранить на всю жизнь.
Когда Державин учился на втором курсе, ему предложили роль гимназиста Женьки в фильме «Они были первыми» (режиссер Юрий Егоров). Работа молодого актера понравилась, и в том же году Державину дали роль второго плана в кинофильме «Разные судьбы». Но киноактером Державин становиться не собирался – театральная сцена влекла его больше. Хотя первая же съемка могла дать ему путевку в большое кино – ведь при съемках кинофильма «Они были первыми» Державин работал с Лилианой Алешниковой, Михаилом Ульяновым и Георгием Юматовым, которые превратились в звезд первой величины советского кинематографа.
Окончив в 1959 году театральное училище, Михаил Державин поступил в театр Ленкома (где уже работал Александр Ширвиндт), а в 1965 перешел на сцену Театра на Малой Бронной. На сцене в должной мере раскрылся талант молодого актера: мастерская игра, тонкий юмор, мимика – все, без чего не существует настоящего артиста. Державина заметили, и в 1969 году Валентин Плучек и Андрей Миронов буквально вырвали его со сцены на Малой Бронной, переманив в Театр Сатиры. В спектакле по пьесе Арканова и Горина «Банкет» Державин сразу же получил главную роль и великолепно справился с ней. Вслед за другом в Театр Сатиры пришел и Александр Ширвиндт. Именно в это время начал складываться знаменитый дуэт Державин-Ширвиндт, но народными любимцами они стали благодаря телепередаче «Кабачок 13 стульев».
Идею передачи высказал актер Александр Белявский. Он снимался в фильмах на территории Польши, и актерский глаз подметил определенные схемы поведения и интересную мимику поляков. Благодаря Белявскому «Кабачок» появился на свет, но позже ведущим программы стал Андрей Миронов, а уже его сменил Державин. В роли пана ведущего Державин полюбился советским и польским телезрителям, как и другие персонажи «Кабачка 13 стульев». Да иначе и быть не могло – роль пана директора исполнял Спартак Мишулин, пана профессора – Борис Рунге, пани Моники – Ольга Аросева, а пана Зюзи – Зиновий Высоковский. Воистину звездный состав! Популярность «Кабачка» стала просто заоблачной. Было снято более ста сорока серий, но грянули события августа 1981 года (политические выступления в Польше), и передачу с «польским акцентом» убрали с телеэкранов…
Державин начал чаще сниматься в кинофильмах и создал уже в девяностых годах незабываемые типажи в «Женихе из Майами», «Джамайке», «Бабнике», «Настоящем мужчине», «Импотенте» и нескольких десятках других. Но особой удачей можно считать работу трех величайших актеров – Державина, Миронова и Ширвиндта – в ставшем знаменитым фильме «Трое в лодке, не считая собаки» (1979 год, режиссер Наум Бирман). Этот фильм с огромным интересом и откликом на юмористические ситуации смотрят уже несколько поколений российских зрителей. Съемки в этом фильме принесли Державину истинный триумф в советском кино.
Печально, но после столь большого успеха Михаил Державин снова почти перестал сниматься и сосредоточился на сценической работе. В восьмидесятых годах он – один из ведущих актеров в Театре Сатиры. Им сыграны великолепные роли Епиходова, Скалозуба, Бобчинского и Тартюфа и много других. Кроме театральных работ, Державина можно назвать настоящим маэстро эстрадной репризы. Особенно это заметно в спектакле 1985 года «Молчи, грусть, молчи…», изначально сделанного капустником, но продержавшимся на сцене больше полутора десятков лет.
Сыгранные в кинематографе роли подарили Михаилу Державину имидж знающего сердцееда и большого любителя женщин. Тем не менее, второй раз Державин женился лишь в середине шестидесятых. Его избранницей стала Нина Буденная, дочь великого Кавалериста, Семена Михайловича Буденного. Этот брак продлился шестнадцать лет и принес Михаилу Державину дочь Машу, а в положенное время и двоих внуков – Павла и Петра. Однако вечного в мире ничего, к сожалению, нет, и в 1981 году Державин заключил третий, последний брак – с певицей Роксаной Бабаян. Михаил познакомился с Роксаной в самолете, во время полета в Казахстан на гастроли. Роксана произвела на артиста столь мощное впечатление, что не прошло и трех месяцев, как Державин предложил Роксане выйти за него замуж.
Михаил Державин до сих пор блистает в спектаклях Театра Сатиры, удостоен высокого звания «народный артист России» и постоянно работает – к огромному счастью почитателей его таланта.