Михаил Вербицкий родился 4 марта 1815 года в селе Яворник Руськи (польск. Jawornik Ruski) (Польша) и был крещен в селение Улюч (польск. Ulucz) , где его отец служил священником в старинной деревянной Вознесенской церкве. Когда мальчику исполнилось 10 лет его отец умер. Над Михаилом и его младшим братом Володиславом взял опекунство дальний родственник — пшемысльский владыка Иван Снигурский, один из видных деятелей Украинской греко-католической церкви. Вначале они вместе с братом учились в гимназии, а после в лицее.
В 1828 году при пшемысльской кафедре Иван Снигурский основал хор, а после и музыкальную школу, в которой и научился петь Михаил. Уже на Пасху следующего 1829 года этот хор дебютировал в праздничном богослужении, где Михаил вместе с Иваном Лавровским выступали как солисты. Увидев такой блестящий результат Иван Снигурский приглашает из Чехии квалифицированного дирижёра и композитора — Алоиза Нанке. Именно у Нанке Михаил получил системное музыкальное образование, в частности по композиции. Важное значение для формирования будущего композитора имел репертуар хора, состоящий как и из произведений классических композиторов — Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, так и из музыки украинских композиторов — Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского.
Именно духовные концерты Бортнянского наиболее повлияли на музыку Западной Украины и, в частности, на мировоззрение Вербицкого. В то время в церковной музыке преобладало одноголосие и простое двухголосие, а Бортнянский привнёс высокопрофессиональное многоголосие.
Со временем Михаил Вербицкий поступает в Львовскую духовную семинарию. Занятия музыкой не прерываются — Вербицкий руководит хором семинарии, осваивает игру на гитаре, которая сопровождает его потом на протяжении всей жизни. Многочисленные произведения, переложенные или созданные им для гитары, стали популярными в галицком домашнем музицировании. До нашего времени сохранилось созданное им «Поученіе Хитары» (укр. «Поученіє Хітари»), которое стало одним из первых подобных пособий Украины.
Во второй половине сороковых годов девятнадцатого века Михаил Вербицкий обращается к религиозной музыке — в этот период он пишет полную Литургию для смешанного хора (1847), которая и сегодня звучит во многих церквях Западной Украины. Кроме того, он создаёт знаменитое «Ангел Вопиющий» (укр. «Ангел вопіяше») и другие церковные композиции.
Когда в конце сороковых годов налаживается активная театральная жизнь, Вербицкий сразу же начинает писать музыкальные номера для украинских театральных спектаклей. Пьесы, которые ставились на театральных сценах Львова и Галиции, большей частью, были переведены и адаптированы как с украинской драматургии и литературы, так и с польской, французской и австро-немецкой драматургии. Музыка в этих пьесах играла очень важную роль, так как вносила в спектакли яркий эмоциональный элемент, а также приближала иностранные сюжеты к украинскому колориту. Поэтому, даже очень посредственные пьесы благодаря музыке Вербицкого получили широкую популярность. Вербицкий написал музыку более чем к 20 спектаклям, в частности: «Верховынцы» (укр. «Верховинці»), «Казак и охотник» (укр. «Козак і охотник»), «Проциха» (укр. «Проциха»), «Жовнир-волшебник» (укр. «Жовнір-чарівник») и др.
Однако, политические события повернулись таким образом, что 1848—1849 года стали началом и завершением первого этапа возрождения украинского театра. Поэтому, на протяжении нескольких лет Вербицкий не писал музыки для пьес. В 60-х годах композитор вновь возвращается к этому жанру, так как в Львове открывается театр «Русской Беседы» (укр. «Руської Бесіди»). Для этого театра Вербицкий пишет бытовую мелодраму «Подгоряне» (укр. «Підгіряни»), одну из самых популярных своих пьес, после «Сельские уполномоченные» (укр. «Сільські пленіпотенти»), «Простачка» (укр. «Простачка»), «На людях — ангел, не жена, дома с мужем — сатана» (укр. «В людях ангел, не жена, вдома з мужем сатана») и др.
Сложные жизненные обстоятельства оттянули получение священнического сана до 1850 года (он два раза был вынужден прерывать обучение). В дальнейшем ему несколько лет пришлось переезжать с одного сельского прихода в другой (служил в Завадове и Залужье-Стрилках возле Яворова), пока в 1856 году он не осел в селе Млыны в Яворовщине служа в Покровской церкви, где и прожил остаток своей жизни. Но бедность и тут не оставляла его.
В последние годы жизни композитор занимался педагогической деятельностью, писал статьи, создавал музыку. Среди его учеников были Виктор Матюк и Порфирий Бажанский.
Умер Михаил Вербицкий 7 декабря 1870 года в Млынах, прожив лишь 55 лет. Похоронен возле церкви.
В 2005 году над могилой Михаила Вербицкого была открыта часовня-пантеон (по проекту львовского архитектора Ивана Коваленко) в честь 140-летия украинского национального гимна и 190-й годовщины рождения композитора.
Музыковед Ульяна Петрусь собрали список из 133 известных композиций М. Вербицкого. К ним относятся:
Самым известным произведением Михаила Вербицкого является музыка к песне Ещё не умерла Украина (укр. «Ще не вмерла Україна») на слова Павла Чубинского, впоследствии ставшей Государственным гимном Украины. По поводу даты создания этой песни до сих пор идут споры и предполагается, что она написана в период 1862—1864 гг. Считается, что первое публичное исполнение будущего гимна состоялось 10 марта 1865 года в Перемышле, во время первого на землях Западной Украины шевченковского концерта (композитор сам пел в хоре, которым дирижировал Анатолий Вахнянин). Сразу песня стала настолько популярна среди галицкой молодёжи, что одно время считалась ими народной.