Отец — Покрасс Лев Петрович — изобретатель, инженер-конструктор. Мать — Покрасс Дина Иосифовна — преподаватель Русского языка и литературы. Родился в Куйбышеве, куда мать приехала к родителям во время войны. Детство провел в Москве. В 1954 родители окончательно переехали в Куйбышев, в закрытый поселок Управленческий. После окончания школы поступил на лечебный факультет Куйбышевского мединститута. Обучаясь в институте, работал санитаром психиатрической бригады «Скорой помощи», затем медбратом психиатрической клиники. После окончания института в 1966 г. Михаил Покрасс — врач-психиатр Липецкой областной психиатрической больницы в селе Плеханово, затем в течение двух лет, наладив психиатрическую службу, работал районным психиатром в городе Грязи, Грязинского р-на Липецкой области. Здесь были разработаны два первые этапа "Терапии поведением". В 1969 стал самым молодым делегатом Всесоюзного съезда психиатров и невропатологов в Москве. Осенью того же 1969 года Михаил Покрасс вернулся в Куйбышев, где продолжил работать участковым психиатром Куйбышевского городского психоневрологического диспансера.
В 1970 году открылся один из первых в стране и первый в Куйбышевской области психотерапевтический кабинет Михаила Покрасса, в котором формировались основы нового терапевтического подхода - "Терапии Поведением". В феврале того же года на заседании Куйбышевского областного общества невропатологов и психиатров впервые был сделан доклад о первых этапах "Терапии поведением" (с демонстрацией пациента). В 1972 М.Л. Покрасс делает доклад о "Терапии поведением" в отделении неврозов института им. В.М. Бехтерева. Руководитель института, академик В.Н. Мясищев и профессор Б.Д. Карвасарский предоставили М. Покрассу возможность лечить больных в отделении неврозов института. Б.Д. Карвасарский познакомил с работой Покрасса своего коллегу Вольфа Лаутербаха. Лаутербах впервые опубликовал, назвав его "открытием" и поставив в ряд с подходом академика В.Н. Мясищева, подробное изложение подхода М.Л. Покрасса в своей книжке "Психотерапия в Советском Союзе", вышедшей в Германии, Австрии и США. М.Л. Покрасс продолжил работать в кабинете психотерапии неврозов. В 1985 году стал первым главным психотерапевтом Куйбышевской (позже Самарской) области (до 1995 года). В этот период кабинет стал организационно-методическим центром, на базе которого прошли первичную специализацию по психотерапии десятки врачей области.
С 1992 г. — руководитель собственного Центра социально-психологической помощи «Охранная грамота».
Центр создан для поддержки свободного развития и самоутверждения личности ребенка и взрослого, для возрождения общественного интереса к невостребованным ресурсам индивидуальности (разрушения стереотипа "человек-винтик"), гуманизации межчеловеческих отношений, для предупреждения распространения невротизма, нравственно-психологического инфантилизма взрослых и детей, для оказания психотерапевтической и социально-психологической помощи населению, осуществления педагогических, культурно-просветительских программ для детей, подростков, медиков, педагогов социальных работников и других групп.
Основными целями деятельности Центра являются:
Основными направлениями деятельности Центра являются:
Начиная с 1967 года М. Покрасс водил пациентов с фобиями в двухдневные туристические походы. Подобную практику Покрасс продолжил в Куйбышеве. Пациенты с инвалидностью второй и третьей групп, убежденные в своей физической несостоятельности, проходили с ним за два дня от 40 до 60 километров по горам и оврагам Жигулевского заповедника. В результате, почти все полностью восстанавливали работоспособность. Это были первые интуитивные попытки групповой психотерапии. В 1972 году М. Покрасс стал участником первой, организованной В. Мурзенко, психотерапевтической группы в институте им. В.М. Бехтерева. По возвращении в Куйбышев, сделал групповую психотерапию неотъемлемой частью работы кабинета, организовав первую психотерапевтическую группу для пациентов, а затем для психотерапевтов и психологов. Таким образом, психотерапевтическая группа существует в кабинете, а впоследствии и в центре "Охранная грамота", как открытая и непрерывная с 1972 года. С конца 80-х годов эпизодически, а с 1992 года постоянно, для людей активно занятых на работе и не имеющих возможности систематического посещения групповых занятий, для психологов, психотерапевтов, профессионалов и людей испытывающих самые различные профессиональные и внутриличностные трудности, были организованы психотерапевтические "марафоны".
«Марафон» – так участники назвали длящуюся много часов или дней подряд психотерапевтическую группу. Например «группу встреч», «группу психологического роста», разные психотерапевтические или психодидактические тренинги.
М.Л. Покрасс основатель самостоятельного эффективного подхода к лечению неврозов и психосоматических расстройств, получившего признание в России и за рубежом под названием "Терапия поведением", изложенного в одноименной книге.
"Терапия поведением" - система мероприятий, используемых для лечения неврозов с обсессивно-фобической симптоматикой в амбулаторных условиях. В этой системе описываются особенности поведения пациента, которые способствуют возникновению и фиксации обсессивно-фобической симптоматики и без которых эта симптоматика не может сохраняться. Обнаружением этих особенностей определяются задачи психотерапевта по перестройке поведения пациента. Эти задачи сводятся к устранению в поведении пациента указанных особенностей и организации нового стереотипа поведения, препятствующего развитию и фиксации обсессивно-фобических расстройств. Подробно излагаются принципы, на которых строится организация нового поведения. Перечисляются задачи, последовательно возникающие в процессе терапии, которые определяются динамикой клинической картины невроза (актуальной для пациента) под влиянием лечения. Описываются этапы терапии, в ходе которых эти задачи разрешаются.После последовательного изложения сущности и содержания всех этапов психотерапии, показывается, как она осуществляется практически. Для этого используются конкретные примеры.
Разработка метода и его практическое применение поставили множество конкретных вопросов, касающихся мотивации поведения, инициативы, творчества. Попыткой ответить на них стала оригинальная теория мотивации человеческого переживания и поведения, подробно разработанная в книге "Залог возможности существования".
Теория раскрывает необходимую для практика (психотерапевта, психолога, воспитателя, педагога) сущность психотерапевтического, педагогического и воспитательного подходов в традицииях отечественной науки. Решение специфических для человека нашей цивилизации проблем рассматриваются М.Л.Покрассом сквозь призму представления о личности как о Homo Moralis и только потом Homo Sapiens.
У М.Л. Покрасса прошли специализацию по психотерапии и практической психологии десятки врачей и психологов страны. У него обучаются психотерапевты, психологи, логопеды, учителя, студенты различных вузов.