Родился в 1791 году (дата рождения в точности неизвестна; на одной из рукописных тетрадей его сочинений рукою его сына Николая написано: «Сочинения М.Т. Высотского, умершего 16 декабря 1837 г., на 47 году от роду») в Очакове — загородном имении поэта Михаила Хераскова. Отец Высотского был у Хераскова крепостным приказчиком (помощником управляющего). Мальчик считался любимцем барина, был крестником Хераскова и назван в его честь Михаилом. Существуют сведения, что играть на гитаре Высотский начал самостоятельно, однако первые профессиональные уроки игры на семиструнной гитаре получил от Семёна Аксёнова, ученика Андрея Сихры, в дальнейшем был самоучкой. Сам Высотский так вспоминает об этих занятиях:
Из этих воспоминаний ясно, что Высотский сам «напросился» в ученики к Аксёнову.
В 1807 году Высотский получает «вольную», а после смерти Хераскова в 1813 году перебирается в послевоенную Москву, где вскоре заслуживает славу хорошего исполнителя и композитора. Он — московская знаменитость, ведь интерес к русской истории и культуре после победы над грозным завоевателем как никогда силён, Высотского всюду приглашают и с упоением слушают.
Среди почитателей его таланта были известные пианисты Александр Дюбюк и Джон Филд, поэт М. Ю. Лермонтов. Фернандо Сор, услышав во время своего пребывания в Москве исполнение Высотского, восхищённо отозвался о его искусстве.
По утверждению сыновей Высотского, правильное написание их фамилии — Высоцкие. Это подтверждается и рукописями самого М.Т. Высотского. Однако большинство нотных публикаций печатались за подписью «Высотский», поэтому последний вариант установился как традиционный.
Высотский был женат два раза; от первой жены имел одну дочь, которая умерла ещё при жизни отца, немногим пережив свою мать. От второго брака Высотский имел четырёх сыновей и одну дочь.
Постоянные кутежи, нужда, неправильный образ жизни (пагубное пристрастие к вину), полнейшее невнимание к себе быстро подтачивали его. Вскоре у Высотского образовалась скоротечная чахотка и он скоропостижно, неожиданно для всех скончался. По легенде, он умер в овраге близ Марьиной рощи на пути к трактиру, в котором часто бывал. Однако эта версия опровергается свидетельствами Алексеева (ученика и домохозяина Высотского), а также его сына Семёна. Высотский умер в кругу семьи..
Высотский был скромным человеком, но не любил чванливого отношения к своему искусству и, как истинный артист, знал себе цену. В людях больше всего уважал искренность, открытость. За ним иногда присылали кареты, любезные предложения, обещали большие деньги, но он упорно отказывался, предпочитая общество друзей или истинных ценителей музыки, а то и просто мог до самозабвения играть любимому ученику.
Творчество Высотского-композитора тесно связано с его манерой исполнительства. Основной вид этого творчества — импровизация, прелюдирование. Сам он называл это «пробами» или «аккордами». Он мог часами импровизировать в самых роскошных пассажах, с большим количеством аккордов и модуляций. Сочинял он и модную в то время музыку: мазурки, полонезы, вальсы и экосезы. Все они очень изящны и музыкальны. Кроме того, произведения Высотского включают фантазии и вариации на русские народные темы, этюды, упражнения, а также переложения сочинений Моцарта, Бетховена, Филда, Гуммеля и Баха (переложение Высотским одной из его фуг считается первым в истории полифоническим сочинением, исполненным на гитаре). Использовал Высотский в сочинениях и тот вид тремоло, который станет популярным с конца XIX века, особенно после известного испанского гитариста и композитора Ф. Тарреги.
Оставил после себя он и «Школу» в смысле методического пособия. Она не отличалась глубиной дидактических разработок, но в ней есть ценный находки и поиски. Скорее, это набросок, конспект будущих разработок, видимо, созданный под влиянием учеников или, может, издателей.
Несмотря на то, что Высотский не любил записывать свои произведения, издавал он их все-таки в большом количестве, но, как правило, малым тиражом и без переиздания, поэтому они мгновенно расходились и сразу становились библиографической редкостью.
84 номера в издании Гутхейля и некоторые пьесы, уцелевшие в рукописных списках, изданные в разное время и в разных издательствах, — это все, что уцелело от творческого наследия Высотского.
Игра Высотского изобилует быстрыми пассажами, арпеджио и другими сложными техническими приёмами. По отзывам современников, игра его ошеломляла, оставляла неизгладимое впечатление на всю жизнь. Удивлял и поражал в неменьшей степени и импровизаторский дар Высотского.
Слушал импровизации знаменитого московского гитариста и Ф. Сор.
Следует заметить, что Высотский, несмотря на самую крайнюю бедность, доходившую иногда до ужасных размеров, до последних дней своей жизни дорожил и не пожертвовал своими инструментами. Одна гитара, работы И.А. Батова, была подарена Аксёновым в 1806 году, другая, работы мастера И.Я. Краснощёкова, была подарена ему генералом Н.А. Луниным, большим почитателем этого инструмента.
При огромной популярности и славе, у Высотского было много учеников: князья, графы, купцы, писатели, врачи, чиновники, лавочники, рабочий люд, то есть социальный спектр весьма обширный. Уроки его стоили недёшево — по 15 рублей ассигнациями за час. Но и при такой цене приходилось отказывать. Так рассказывает Стахович об уроках Высотского:
Учились игре на гитаре у Высотского не только москвичи, но и любители гитары из других городов России, куда доходила слава о выдающемся московском гитаристе. Именно после Высотского семиструнная гитара стала народным инструментом.
В передаче Эльдара Рязанова «Встречи с Высоцким» Нина Максимовна Высоцкая вспоминает, что ее сын учился играть на гитаре по самоучителю Высотского.