Закончил 30-ю физико-математическую школу и факультет «Теории информации» Ленинградского института авиаприборостроения (1975). Работал программистом, экскурсоводом, библиотекарем.
После первых публикаций на Западе («Веревочная лестница» (1980, парижский журнал «Эхо») под давлением советских властей был уволен отовсюду и до перестройки работал кочегаром.
Как теоретик культуры занимается проблемами символической экономики. Докторская диссертация «Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе» (Хельсинкский университет, 2001). Последние годы сотрудничает с Гарвардским университетом (Кэмбридж, США).
В январе 2010 был награжден международной премией Русского Зарубежья «Franc-Tireur»."The Franc-Tireur Silver Bullet 2010 is presented to Michael Berg for the Corpus of His Works". После этого ряд американских издательств решили переиздать основные произведения писателя.
Помимо литературных работ, Берг создал несколько серий фотоизображений, тяготеющих к эстетике московского концептуализма и получивших от старшего поколения концептуалистов высокую оценку.
Автор сборника рассказов «Неустойчивое равновесие» (1974—1977), романа «Отражение в зеркале с несколькими снами» (1979), популярного в кругах ленинградской «второй» культуры и многократно арестовывавшегося при обысках в нонконформистской среде, романа-антиутопии «Возвращение в ад» (1980).
После важной работы эссе-коллажа «Веревочная лестница» (1980), названной критиком А. И. Степановым, «узловой станцией в творчестве писателя», среди его новых стилистических приемов все отчетливее проявляются концептуалистские и постмодернистские мотивы. Это романы «Вечный жид» (1980) (Н. Тамарченко в «Новом литературном обозрении» сравнивает этот роман с «Евгением Онегиным» и утверждает, что, «будучи по всем признакам „ироническим дискурсом“, он одновременно рассчитан и на самое серьёзное восприятие»).
С романа «Между строк, или читая мемории, а может, просто Василий Васильевич» (1982) начинается особый, созданный Бергом «жанр нового биографизма», когда героями романов, часто с авантюрным сюжетом, становятся известные литераторы, скажем, В. В. Розанов в «Между строк…». Или Д. Хармс и А. Введенский в «Рос и я». «Между строк…» получил самую благожелательную оценку критиков. Так Е. Голлербах писал: «Отказавшись от архаичного и бессмысленного по сути идеологизирования, Берг сосредотачивает внимание на формальных поисках. Его проза виртуозна, стилистически изощренна, автор показывает себя блестящим учеником Набокова, и в своем творчестве он достигает такого мастерства, которому, возможно, решился бы позавидовать и сам учитель».
В романе «Момемуры» (1984), который последовательно номинировался на премии «Букер», «Северная Пальмира», премию им. Андрея Белого и попадал в шорт-лист, тщательно исследовался феномен советского андеграунда за несколько десятилетий. В 2009 вышло в свет новое издание романа с обзорными статьями и пространными комментариями Н. Климонтовича, Б. Останина, М. Шейнкера, М. Успенского.
Критиками и переводчиками был отмечен и роман «Рос и я» (1986), пожалуй, наиболее частно цитирующийся при разговоре о постмодернистской прозе и вошедший во многие, в том числе школьные и университетеские монографии. Затем последовали «Черновик исповеди. Черновик романа» (1986, 1991), «Последний роман» (1993) и роман «Несчастная дуэль» (1999) (история о Пушкине, или о поэте X**, который убивает на дуэли барона Д., оказавшегося женщиной), также номинировавшийся на наиболее заметные российские литературные премии.
В 2005 опубликовал резко оппозиционный памфлет «Письмо президенту», получивший широкий резонанс и переведенный на ряд европейских языков.
В 2006—2010 годах написал серию очерков «Письма о русском патриотизме», «Письма из Америки», «The Bad еврей», ряд статей о проблемах «нового конформизма» в неподцензурных СМИ: «Грани», «ЕЖ», «Стенгазета», в газете «Дело», вызваваших горячую полемику в оппозиционной среде.