Не позднее 1667 года принимает монашеский постриг в нижегородской Крестомаровской пустыни.
С 1677 года — в Соловецком монастыре, экклесиарх (уставщик).
С 1680 года — управление Моргуловской пустынью Соловецкого монастырья и переезд на Соловецкое подворье в Москве.
В 1683—1684 годы — архимандрит Спасо-Ярославского монастыря.
С 1685 года — архимандрит Московского Новоспасского монастыря.
В 1687 году отправился в Костромской и Кинешемский уезды для обличения старообрядцев.
В 1693 году — почётная ссылка, назначение митрополитом Сибирским и Тобольским.
В 1700 году отозван в Москву из-за острого конфликта с тобольскими воеводами А. Ф. и А. А. Нарышкиными, возникшего в связи с громким делом сибирских десятильников.
В 1701 году после ссоры с патриархом Адрианом объявлен сумасшедшим и заключён в темницу Симонова монастырь.
Был близок к патриарху Иоакиму, полемизировал с «западниками», занимался увещанием раскольников, являлся ведущим идеологом внешнеполитического курса правительствава Софьи Алексеевны, направленного на расширение южных границ. В церковной жизни своего времени играл видную, но непривлекательную роль, так как не брезговал доносами. Этим объясняется удаление его в почетную ссылку. В Сибири строил церкви, обличал старообрядцев.
Написанные им «Известие о увещании раскольников» (1687 год) и три окружные послания (1696) к урало-сибирским раскольникам интересны по заключающимся в них фактам, важным для истории раскола (среди главных вождей местного староверия, на которых он обрушивал свой полемический гнев, были:
Известно его Послание в Красноярск (1697 год), призывавшее восставших горожан (Красноярская шатость) подчиниться властям.
Кроме того, ему принадлежат: