Родился в семье причетника Космодамианской церкви (тогда на Богоявленской улице) Калуги (тогда в Московской губернии). Первоначальное образование получил в Калужском духовном уездном училище. Затем продолжил его в Николо-Перервинской семинарии и в филологической семинарии ученого дружеского общества, основанного в Москве известными мистиками Н. И. Новиковым и Шварцем. Окончил свое образование в Московской духовной академии и Московском университете.
В марта 1785 года начал педагогическую деятельность учителем Троицкой семинарии (в Троице-Сергиевой лавре).
В 1787 году определен учителем риторики в академии и академическим катехизатором.
2 декабря 1787 года принял монашеский постриг в академии (в Заиконоспасском монастыре).
С 21 августа 1790 года — префект; с 1791 года — цензор печатных книг.
12 февраля 1795 года возведён в сан архимандрита можайского Лужецкого монастыря и назначен членом Московской духовной консистории; в том же году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди.
28 сентября 1798 года назначен ректором академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря.
25 декабря 1799 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии митрополитом Платоном (Левшиным).
29 января 1804 года назначен епископом Вятским и Слободским.
7 июля 1805 года переведён епископом Смоленским и Дорогобужским.
7 февраля 1812 года переведён в Минск с возведением в сан архиепископа и назначением присутствующим членом Святейшего Синода.
С 30 августа 1814 года — архиепископ Тверской и Кашинский, постоянный член Святейшего Синода и член комиссии духовных училищ.
С 15 марта 1819 года — митрополит Московский и Коломенский.
С 19 июня 1821 года, по смерти митрополита Михаила (Десницкого), — митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский и священноархимандрит Александро-Невской Лавры.
Скончался 17 января 1843 года. С 19 января гроб с телом почившего стоял в Троицком соборе Невской лавры; в воскресенье, 24 января, гроб был перенесён в Духо-Сошественскую церковь лавры, где архиепископом Варшавским Никанором (Клементьевским) была совершена заупокойная литургия; чин погребения возглавил митрополит Иона (Васильевский), бывший Экзарх Грузии (на покое с 5 марта 1832 года с жительством в Санкт-Петербурге); присутствовали император Николай I, наследник Александр Николаевич, великий князь Михаил Павлович и принц Петр Ольденбургский. Был похоронен в том же храме, у Царских врат, под местной иконой Спасителя.
Содействовал возвышению архимандриа Фотия (Спасского).
В союзе с Аракчеевым и архимандритом Фотием добился от императора Александра I увольнения 15 мая 1824 года министра духовных дел и народного просвещения князя Александра Голицына, склонного к поощрению масонских и мистических идей.
В первые годы существования Библейского общества, будучи Минским и Московским Преосвященным, был ревностным поборником дела Общества (перевода на русский язык и распространения Священного Писания); но, став в мае 1824 года во главе его, повёл против него борьбу, которая вдохновлялась Аракчеевым и министром народного просвещения Шишковым; в декабре того же года представил государю доклад о связи Библейского общества с мистическими лжеучениями и о необходимости его закрытия, что и было исполнено в новое царствование, 12 апреля 1826 года. Поддержал Шишкова в запрете на распространение уже изданного Пятикнижия в русском переводе, тираж которого в итоге был сожжён на кирпичных заводах Александро-Невской лавры, а также в инициативе изъять в конце 1824 года из продажи «Катихизис», составленный митрополитом Филаретом (Дроздовым) и одобренный Синодом (главная причина была в том, что в «Катихизисе» молитвы и тексты Священного Писания приводились в русском переводе).
Во время восстания декабристов в 1825 году вышел на Сенатскую площадь для увещевания мятежников, которые, по собственным словам митрополита, его «обругали и прочь отослали».