Мкртич ,Бешикташлян родился в 1828 году в пригороде Стамбула Ортагюх, в семье портного. Начальное образование получил в армянской католической семинарии Константинополя. В 1839 году его отправляют в Падую (Италия), в школу венецианских мхитаристов. Завершив учёбу в 1845 году, Пешикташлян возвращается в Константинополь, где приступает к активной педагогической, общественной, литературной и театральной деятельности. В школах столицы он преподаёт армянский и французский языки. Пешикташлян — один из основателей Общенационального общества (1846—1852), способствовавшего распространению армянского просвещения в населённых армянами районах Малой Азии, издававшего произведения армянских и европейских авторов и т. д. Пешикташлян принимал участие и в работе других обществ, которые вели борьб против турецкого ига, оказывали помощь участникам Зейтунского восстания 1862 года.
В 1856 году Пешикташлян основывает в Константинополе армянский национальный театр. Он переводил для театра пьесы европейских авторов, выступал как режиссёр и актёр. В 1856—1858 годах он написал исторические трагедии «Корнак», «Аршак II», которые ставились на сцене основанного им театра. Его перу принадлежат также трагедии «Ваган» и «Ваге» и несколько комедий. Пешикташлян способствовал и развитию армянского музыкального искусства, сочиняя музыку к спектаклям, а также на свои стихи и стихи Гевонда Алишана. Он поддерживал творческие связи с выдающимся армянским композитором Тиграном Чухаджяном. Стихи Пешикташлян начал писать со второй половины 40-х годов, публикуя их в западноармянской периодике. Первый сборник его стихотворений и драматических произведений вышел в свет в Константинополе в 1870 году род названием «Сочинения». Скончался Пешикташлян 29 ноября 1868 года в Стамбуле.
Творчество Пешикташляна ещё в значительной мере связано с наследием венецианских армянских поэтов. Эта связь обусловлена биографией: юношей Пешикташлян учился в Италии, в одной из армянских школ, у известных писателей и учёных-членов мхитаристской конгрегации. Не случайно он не только обратился к предшественникам-классицистам с циклом стихотворных посвящений, но написал, следуя их традициям, множество стихотворений на грабаре. Эти стихи, повествующие об историческом прошлом Армении, полны сугубо отвлечённых рассуждений о жизни и смерти, природе и человеке. Однако уже в середине 50-х годов в поэзии Пешикташляна произошло то же, что несколько ранее произошло в творчестве Г. Алишана, — переход от канонов армянского классицизма к миру остроконтрастных и ярких романтических чувств, красок и настроений. Добавим также, что, в отличие от Алишана, Пешикташлян наряду со стихами на патриотические темы создал и стихи, в которых глубоко и тонко изобразил муки любви и красоту природы. Именно это имел в виду Паруйр Севак, когда назвал Пешикташляна «основоположником и первым классиком новой армянской лирики».
Прекрасное заключено для поэта в мягкой и элегической грусти, гармонии, умиротворённости чувств. Такова и любовь его лирического героя: она тиха и застенчива, исполнена скромности, достоинства и просветлённой, мудрой печали, лишена внешних показных эффектов. Мкртич Пешикташлян — тонкий лирик. «Любить все красивое, доброе, возвышенное» — вот эстетический идеал поэта.