Популярные
На фото Морис Сэв

Морис Сэв

французский поэт XVI века
Биография

Биография

Сэв и могила Лауры

Творчество

Блазоны

В конце 1535 года по инициативе находившегося в ту пору в Ферраре Клемана Маро состоялся конкурс блазо?нов о женском теле — поэтических фрагментов, посвящённых той или иной части тела прекрасной дамы. «Толчком для организации этого конкурса послужила гривуазная эпиграмма — «blason» Маро "О прекрасном соске".» Вслед за Маро, по словам М.М.Бахтина,

Поэма «Делия»

Работа над пространной поэмой «Делия, предмет высочайшей добродетели» (D?lie object de plus haute vertu) началась в 1536 году; первое издание вышло в 1544 у лионского издателя Антуана Константена; второе издание было опубликовано двадцать лет спустя в Париже, после чего поэма оказалась надолго забыта (до второй половины XIX века).

Поэма навеяна любовью к Пернетте Дюгийе, однако, по словам А.Д. Михайлова, «следы реальной любовной связи отыскиваются в 449 десятистишиях (дизенах) с трудом» . В отличие от «Книги песен» Петрарки кончина дамы не открывает собой вторую часть книги; завершает же её смерть самого возлюбленного.

Уже в XVI веке имя «Делия» ( (фр.) D?lie) пытались интерпретировать как анаграмму «Идеи» ( (фр.) L'Id?e); это отвечает духу неоплатонической составляющей философии Сева, хотя неплатонизм его имеет свои особенности — Делия в поэме представлена как воплощение совершенства мира, а не как отражение Божественной красоты и предмет спиритуальной аскезы (как следовало бы в соответствии с идеями Марсилио Фичино). Другая возможная интерпретация носит мифологический характер: Делия — уроженка острова Делос Артемида, сестра Аполлона,; она излучает хладный свет, наполняющий возлюбленного субстанцией — возможно, тлетворной; непорочность сочетается в ней с жестокосердием Дианы-охотницы. Она наделена таинственной космической властью; богиня луны, она отличается непостоянством и изменчивостью.

Как указывал Г.К. Косиков,

Эклога «Ивняк»

Поэма «Микрокосм»

«Ивняк» завершается темой грехопадения Адама и изгнания из Рая; Адам и Ева вновь возникают на страницах последнего сочинения Сэва, религиозно-философской поэмы энциклопедического содержания «Микрокосм» (Le Microcosme). Она вышла в свет посмертно в 1562; есть основания утверждать, что работа над поэмой была завершена в 1559 . Поэма состоит из трёх книг по тысяче стихов в каждой и заключительного терцета (всего, таким образом, 3003 стиха; как и в «Делии», Сэв здесь отдает дань эзотерической нумерологии). В «Микрокосме» воспеваются деяния рода человеческого от Адама до XVI века. В поэме, вбирающей в себя самые разные влияния — от «Государства» Платона и «Сна Сципиона» Макробия до Николая Кузанского и «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского — звучит характерный для ренессансного гуманизма мотив достоинства человека (dignitas hominis). В тексте встречаются насыщенные современной Сэву научной лексикой рассуждения. «Подчас "Микрокосм" превращается в суховатую версифицированную энциклопедию, где спрессованность материала приводит к причудливому нагромождению технических терминов» . Вопрос о влиянии на «Микрокосм» идей гностицизма остаётся открытым.

Поделиться: