Достоверные сведения о жизни Мовсеса Хоренаци отсутствуют, если не считать предполагаемые автобиографические сведения, содержащиеся в «Истории Армении». В научных кругах спор вокруг биографии Хоренаци окончательно не решен[неавторитетный источник? 300 дней].
По преданию Мовсес Хоренаци родился в Сюникской области, в деревне Хорен, вследствие чего и получил прозвище Хоренаци. Согласно Хоренаци, первоначальное образование он получил в Сюнике, в основанной создателем армянского алфавита Месропом Маштоцем школе. После окончания школы в Вагаршапате, где Мовсес Хоренаци изучал греческий, сирийский и пехлевийский (среднеперсидский) языки, он вместе с другими учениками был направлен для продолжения образования за границу, в известную своими библиотеками и архивами Эдессу, а затем в Александрию, тогдашний центр культуры Римской империи. В Александрии Мовсес Хоренаци подробно знакомился с неоплатонической философией.
Традиционно считается, что Хоренаци жил в V веке. Современные западные историки оспаривают это и относят деятельность Хоренаци к промежутку между VII и IX веками . По мнению Дэвида Лэнга, в конце 70-х гг. ХХ в. этого мнения придерживались немногие ученые вне Советской Армении, хотя в Ереване в то время сведения историка о самом себе поддерживались с патриотическим рвением.
Лорэтта Тер-Мкртичян предполагает, что, причиной того, что крупнейшие ученые относят Хоренаци к более позднему времени могло послужить, то обстоятельство, что ряд упоминаемых в «Истории Армении» топонимов и исторических событий более позднего времени являются интерполяциями - позднейшими вставками. Согласно ей же, еще в начале XX века английский арменист Конибер, а в 1940 году академик Ст. Малхасянц опровергли доводы о более позднем происхождении Мовсеса Хоренаци. На прошедшей в 1986 году международной конференции по средневековой армянской литературе с докладом «Мовсес Хоренаци и его время»' выступил А. В. Мушегян, который, по мнению Лорэтты Тер-Мкртичян, доказал, что Мовсес Хоренаци принадлежит V веку[неавторитетный источник? 300 дней].
Несмотря на то, что не все доводы критиков опровергнуты, ныне господствует традиционная точка зрения, согласно которой Мовсес Хоренаци жил в V веке[неавторитетный источник? 300 дней]. При этом большинством ученных отвергаются сведения, согласно которым Хоренаци был учеником Месропа Маштоца и главное свое сочинение написал по просьбе князя Саака Багратуни.
«История Армении» Мовсеса Хоренаци охватывает период со времён образования армянского народа до указанном в книге времени жизни автора — V века н. э. — и является первым цельным изложением истории Древней Армении. Она содержит богатейший и уникальный материал по древнеармянской мифологии, народному творчеству, языческой религии, внутренней жизни страны и её связям с миром. В ней имеются также многочисленные данные по истории и культуре сопредельных стран. В книге проявляется критическое отношение автора к иным источникам; он отличается исключительными литературными достоинствами — гармоничностью структуры, яркостью описания деятелей и событий, образностью и лаконичностью языка. Труд Мовсеса Хоренаци оказал огромное влияние на армянскую историографию.
«История Армении» состоит из следующих трех частей:
Мовсесу Хоренаци приписывают следующие сочинения:
Американский историк Ричард Ованисян отмечает, что "История Армении" является самым полным и в то же время самым противоречивым трудом в ранней армянской историографии. Ричард Ованисян указывает на следующие противоречия в труде Хоренаци:
Бывший глава кафедры армянских исследований Гарвардского университета профессор Роберт Томсон, который является автором английского перевода «Истории» Хоренаци, указывает на следующие анахронизмы в работе Хоренаци, которые не позволяют датировать эту работу V веком:
Более того Роберт Томсон называет Мовсеса Хоренаци политически ангажированным и обслуживающим своего покровителя мистификатором, манипулирующим источниками и фальсифицирующим историю Армении.
Первые ссылки на работу Мовсеса Хоренаци содержатся в работе Ованеса Драсханакертци Х века. Единственно возможное упоминание Мовсеса Хоренаци в более ранней литературе может быть в письме, приписываемом Лазарю Парпеци, писавшем около 500 года н. э. Он упоминает умершего к тому времени «философа» Мовсеса, чьи слова «распространяли невежество», и который навлек на себя гнев монахов и был изгнан, как и сам Лазарь. Однако в работе Лазаря не упоминается, что этот Мовсес создавал какие-либо исторические труды. Историк по имени Мовсес неизвестен в армянской литературе до Х века.
Мовсес Хоренаци также известен как поэт, сочинитель гимнов и как грамматик.
Иностранные ученые, ставящие под сомнение каноническую армянскую историографию, подвергались жестокой критике со стороны советских армянских историков. Рональд Суни в качестве примера таких "националистических выпадов" приводит атаку на Роберта Томсона, ставящего под сомнение сведения о Хоренаци.