Родился 24 октября 1784 в Ливорно (Италия) в еврейской (сефардской) религиозной семье состоятельного коммерсанта. Окончив школу, некоторое время служил в оптовой компании по торговле бакалейными товарами. Впоследствии переехал в Лондон, где успешно занимался биржевой деятельностью, в результате чего стал одним из двенадцати «еврейских маклеров» лондонского Сити. Совместно с братом Абрахамом (1788–1824) основал банкирский дом, быстро завоевавший хорошую репутацию.
Во время наполеоновских войн, в 1809 году, Монтефиоре вступил добровольцем в национальную гвардию, где за 4 года дослужился до капитана. Он имел внушительную внешность, рост под 1 м. 90 см.
В 1812 году женился на Юдит (Джудит) Коэн (1784-1862), дочери Леви Барента Коэна. Её сестра, Генриэтта (Ханна) (1791-1866), вышла замуж за Натана Майера Ротшильда (1774-1836), которому фирма Монтефиоре оказывала маклерские услуги. Натан Ротшильд возглавлял семейный банковый бизнес в Великобритании, а два брата его жены были его партнёрами по бизнесу.
В своей деловой деятельности Монтефиоре был новатором. Крупное состояние и широкую известность он приобрёл созданием первого в Англии общества по страхованию жизни (при поддержке Натана Ротшильда) и основанием первой в Европе компании по освещению улиц газовыми фонарями (в сотрудничестве с Британской Континентальной Газовой Ассоциацией).
Деятельность Монтефиоре и его личные качества завоевали ему всеобщее уважение в Англии и за её пределами. Он пользовался поддержкой британского правительства и расположением королевы Виктории.
Жена Мозеса Монтефиоре, Юдит, была его единомышленницей и верным помощником. Она сопровождала мужа в большинстве поездок, вела дневник во время их первого путешествия в Палестину и описала второе в «Заметках из частного дневника» (1844). В память Джудит Монтефиоре сэр Мозес основал в Рамсгейте «Колледж Джудит леди Монтефиоре».
Столетний юбилей Монтефиоре торжественно отмечали как национальное событие в Британии, еврейских общинах Палестины, евреями по всей Восточной Европе и Ближнему Востоку.
Мозес Монтефиоре скончался 28 июля 1885 года в Рамсгите (Англия) в возрасте 100 лет. Детей у него не было.
В 1824 году Монтефиоре оставил бизнес и целиком занялся общественной и филантропической деятельностью. О его общественной и политической жизни в Викторианской Англии известно немного. Гражданская и общественная репутация Монтефиоре отмечается Чарльзом Диккенсом в его дневниках, в личных записях Джордж Элиот и в романе Джеймса Джойса "Улисс". Известно, о его контактах с нонконформистами и социальными реформистами Викторианской Англии. Монтефиоре развивал активную деятельность за улучшение жизни различных меньшинств на Ближнем Востоке и других местах.
Будучи членом Совета сефардской еврейской общины Лондона, вложил крупные средства и энергию в улучшение школьного образования среди евреев, основал больницу и общество помощи бедным еврейским невестам и передал общине 13 домов.
В 1830-х годах Монтефиоре активно участвовал в борьбе за право евреев быть избранными в парламент и назначаться на общественные должности без принятия присяги «по истинной христианской вере».
Влияние и престиж Монтефиоре в Англии значительно возросли благодаря его роли в борьбе за отмену рабства в британских колониях. В 1835 году, совместно с Ротшильдами, предоставил английскому правительству большой займ для компенсации убытков владельцам плантаций в связи с уничтожением рабства.
В 1837 году он был избран шерифом Лондона и графства Мидлсекс (где он фактически отменил смертную казнь), стал первым евреем, удостоенным членства в Лондонском королевском обществе, и был возведён королевой Викторией в рыцарское звание. В 1846 году ему был пожалован титул баронета, а в 1847 году он был избран шерифом графства Кент.
После ухода из бизнеса в 1824 году в возрасте 40 лет Монтефиоре посвятил остаток жизни исключительно филантропии.
С конца 1830-х гг. Монтефиоре становится признанным лидером английского еврейства. Он был президентом Совета Депутатов Британских Евреев в течение 39 лет, с 1835 по 1874 гг. – рекордно долгий срок в истории организации.
До самой своей смерти он занимался филантропией и защитой во всём мире евреев — жертв клеветнических наветов, преследований и бесправия. Он сыграл значительную роль в прекращении Дамасского дела (1840), спасении жертв навета в Марокко (1864), облегчении участи преследуемых евреев острова Корфу, Румынии (1867), Ионийских островов и других мест. Используя свои обширные дипломатические связи, он пытался также предотвратить или остановить еврейские погромы в Бейруте, на Родосе, в Тисаэсларе и других местах.
Менее успешными были его попытки добиться улучшения положения румынских (1847) и русских евреев. Монтефиоре дважды посетил Россию (в 1846 и 1872 годах), где был удостоен всяческих почестей (в частности, он был принят Николаем I и Александром II) и получил от властей ряд обещаний по еврейскому вопросу, которые, однако, остались невыполненными. Монтефиоре вступился за евреев России и во время Кутаисского дела, в связи с которым он выражал готовность снова приехать в Петербург, невзирая на преклонный возраст.
Нередко Монтефиоре жертвовал крупные суммы целым еврейским общинам, находившимся в бедственном положении (например, в 1859 году общине Марокко; в 1872 году общине Персии). Монтефиоре выступал и в защиту других преследуемых национальностей. Так, на резню христиан восставшими в Сирии друзами Монтефиоре ответил инициативой создания Англо-Сирийского фонда помощи пострадавшим. Он также организовал существенную помощь евреям, страдавшим от голода и эпидемий во время Крымской войны.
В 1858 году побывал в Риме, пытаясь освободить юного Эдгардо Мортара, тайно крещённого служанкой-католичкой и похищенного у родителей по приказу Пия IX.
Монтефиоре сыграл важную роль в улучшении экономического положения еврейских поселенцев в Палестине. Монтефиоре посетил страну семь раз (в 1827, 1839, 1849, 1855, 1857, 1866 и 1875 годах). После первой поездки он начал строго соблюдать еврейские традиции, настолько что путешествовал с персональным «шойхетом» (резником, умеющим забивать птицу и скот согласно иудейскому закону, чтобы мясо отвечало требованиям кошерности). Уже со второй поездки, наряду с пожертвованиями живущим там в крайней нужде евреям, стремился к созданию для них постоянных источников заработка и уменьшению их зависимости от пожертвований из-за границы.
В 1839 году по инициативе Монтефиоре начала проводиться перепись еврейского населения страны и стали закладываться основы продуктивной экономической деятельности евреев; были арендованы земли для еврейских поселений, велось обучение евреев сельскохозяйственным работам на приобретенной для них цитрусовой плантации близ Яффо.
Предметом особой заботы Монтефиоре было улучшение экономического положения и санитарных условий жизни еврейского населения Иерусалима: по его инициативе и при его содействии в городе были открыты аптека и поликлиника, в которую он в 1843 году направил доктора Ш. Френкеля, первого дипломированного врача в стране; возведён первый еврейский квартал вне стен Старого города — Мишкенот-Шаананим (1860; позднее на средства основанного Монтефиоре фонда был построен квартал Иемин-Моше и ряд других, носящих его имя); организована типография, куда он прислал из Лондона печатный станок; создана и оснащена оборудованием ткацкая фабрика; построена ветряная мельница («мельница Монтефиоре»); открыта первая в стране ремесленная школа для девушек и многое другое. В намерения Монтефиоре входило также создание системы водоснабжения столицы и прокладка железной дороги Иерусалим—Яффа, но эти планы не осуществились. Глубокий интерес проявил Монтефиоре к святым местам Палестины; благодаря ему была приведена в порядок гробница Рахели и укреплена Западная стена в Иерусалиме. Ему удалось также добиться от султана фирмана о защите прав евреев в стране, в частности, их национально-религиозной автономии. Секретарь Монтефиоре Э. Лёве (1809–1888), обычно сопровождавший его в поездках в Палестину, вел дневники этих путешествий. Джудит Монтефиоре (1784–1862), жена сэра Мозеса Монтефиоре, его единомышленница и верный помощник, сопровождала его в большинстве поездок, вела дневник во время их первого путешествия в Палестину и описала второе в «Заметках из частного дневника» (1844). В память Джудит Монтефиоре сэр Мозес основал в Рамсгите «Колледж Джудит леди Монтефиоре».
Жизнь Монтефиоре тесно переплелась с городом Рамсгейт (графство Кент) на юго-востоке Англии. Ещё в 1830-х он вместе с женой Юдит приобрёл там пригородный домик на восточном утёсе, в викторианском еврейском стиле. Он принимал большое участие в делах Рамсгейта, один из округов носит его имя.
В городе пышно праздновали 99-летний и 100-летний юбилеи Монтефиоре, и все местные благотворительные общества и церкви воздали ему должное.
В своём домике на восточном утёсе он основал и финансировал сефардскую ешиву (еврейскую религиозную школу), названную в честь Юдит после её смерти в 1862 году. В подвале дома он соорудил красивую синагогу в итальянском стиле. Около дома находится могила его жены. Позже там был похоронен и он сам.
Недавние попытки застройщиков снести их могилы для расчистки места под коммерческие сооружения были пресечены, и могила была сохранена.
именем Монтефьори названа улица в городе Кирьят-Оно в Израиле
Банкнота достоинством 10 лир 1973 года выпуска, посвящённая Мозесу Монтефиоре
Банкнота достоинством 1 шекель 1978 года выпуска, посвящённая Мозесу Монтефиоре
Монтефиоре знаменит своим остроумием. Про него рассказывают такую историю. На торжественном обеде он оказался сидящим рядом с одним аристократом-антисемитом. Тот рассказал Монтефиоре, что недавно вернулся из поездки в Японию, которая достопримечательна отсутствием там «свиней и евреев». Монтефиоре тут же ответил: «В таком случае нам с вами надо туда поехать, чтобы восполнить и то, и другое.» Аналогичную историю рассказывают об Исраэле Зангвилле
В 1873 году одна газета ошибочно напечатала его некролог. В ответ он написал редактору: «Спасибо Господу, я ещё способен сам услышать о себе подобные слухи, и читать это собственными глазами без очков.»