Букчин был антикапиталистом и красноречивым защитником идей децентрализации и деурбанизации общества. Его произведения о либертарном муниципализме, теории прямой демократии оказали влияние на Зелёное движение, а также антикапиталистические группы прямого действия, такие как движение «Вернем себе улицы». Он был критиком биоцентрических теорий, таких как глубинная экология (deep ecology) или биоцентристские идеи социобиогологов, и его критические замечания в отношении зеленых, сторонников идей нью-эйджа, например Чарлина Спретнэка (Charlene Spretnak), явились вкладом в развитие американского зелёного движения 1990-х.
Букчин родился в Нью-Йорке в семье российских евреев-иммигрантов Натана Букчина и Розы Букчиной, и с детства был пропитан марксистскими идеями. Он присоединился к Молодым пионерам, молодежной коммунистической организации, в возрасте девяти лет. Он работал на фабриках и стал устроителем Конгресса производственных профсоюзов США. В конце 1930-х он порвал со сталинизмом в пользу троцкизма, работал с группой, публиковавшей периодическое издание Проблемы современности (Contemporary Issues). Тогда же, постепенно разочаровавшись в принуждении, которое он воспринимал в качестве обычной практики марксизма-ленинизма, он становится анархистом, содействует основанию в 1950-х в Нью-Йорке Либертарной Лиги. В течение 1950-1960-х годов Букчин трудился на многих рабочих должностях, включая урочные работы, как например железнодорожным докером. В конце 1960-х он начал преподавать в Свободном университете, контркультурном учреждении эпохи 1960-х, располагавшемся в Манхэттене. Это привело к зачислению в штат на постоянной основе в государственном колледже Рамапо в Махве (Mahwah), Нью-Джерси. В то же самое время в 1971 году он становится сооснователем Института социальной экологии (ИСЭ) в колледже Горрард, в Вермонте.
Его книга Our Synthetic Environment была издана под псевдонимом Льюис Хербер, за шесть месяцев до Молчаливой весны Рэйчел Карсон. В книге описывался широкий диапазон экологический, однако она удостоилась мало внимания из-за своего политического радикализма. Его инновационное эссе «Экология и революционная мысль» представляло экологию как концепт радикальной политической идеи. Другие эссе, написанные в 1960-е годы вводили новаторские идеи экотехнологий. Читая лекции по всей территории Соединенных Штатов, он помог популяризовать понятие экологии в контркультуре. Его часто переиздаваемое эссе 1969-го года «Listen, Marxist!» предупреждало Студентов за демократическое общество (тщетно) против поглощения группой марксистов. Эти и другие важные эссе 1960-х составили антологию Post-Scarcity Anarchism. В 1982-м году была издана работа Букчина Экология свободы, которая оказала огромное влияние на возникавшее тогда экологическое движение, как в Соединенных Штатах, так и в других странах. Он был активным участником антиядерного Clamshell Alliance в Новой Англии, а его лекции в Германии оказали серьёзное влияние на основателей немецких Зеленых. В работе From Urbanization to Cities (первоначально изданной под заголовком The Rise of Urbanization and the Decline of Citizenship) Букчин прослеживал демократические традиции, которые повлияли на его политическую философию и определяли реализацию понятия либертарного муниципализма. Много меньшая работа, The Politics of Social Ecology, написанная его двадцатилетним коллегой, Джанет Биль, кратко суммирует эти идеи. В 1999-м году порывает с анархизмом и переносит свои идеи в рамки системы местного коммунализма, хотя и продолжал поддерживать свои идеи о необходимости децентрализации и локализации населения, власти/деньгах/влиянии, сельском хозяйстве, производстве и т. д.
Кроме своих политических работ Букчин написал много о своих философских идеях, которые он называл диалектическим натурализмом. Диалектические работы Гегеля, которые ясно выражают философию, связанную с развитием изменения и роста, казалось, предоставили себя органическому, даже экологическому подходу. Хотя Гегель «имел значительное влияние» на Букчина, он ни в каком смысле не был гегельянцем. Его более поздние философские работы акцентируются на гуманизме, рационализме и идеалах Просвещения. Главной из его последних работ стала Третья Революция, четырёхтомная история с либертарных импульсов в европейских и американских революционных движениях.
После отставку в Рамапо он двинулся из Хобокена, Нью-Джерси, в Вермонт и посвятил свое время написанию и чтению лекций по всему миру. Он продолжал преподавать в ИСЭ до 2004. Умер Букчин в результате остановки сердца 30 июля 2006 в своем доме в Берлингтоне, Вермонт, в возрасте 85 лет.
В эссе, «Что такое социальная экология?» Букчин суммирует смысл социальной экологии следующим образом:
Работы Букчина о социальной экологии писались более чем в течение 40 лет.
Букчин выступал с критикой некоторых современных направлений анархизма, которые он рассматривал как анархизм образа жизни и который по его мнению продвигал индивидуальное удовольствие вместо революционных социальных изменений. Сюда в частности входят направленные против технического прогресса и антицивилизационные представления анархо-примитивизма.
С 1990-х и далее Букчин становился все более и более убеждён, что центр действия для создания перемен должен находиться на муниципальном уровне. В интервью с Дейвом Вэнеком в Harbinger в 2001 году он чётко сформулировал свои взгляды следующим образом: «наиважнейшая проблема состоит в том, чтобы изменить структуру общества так, чтобы люди получили власть. Лучшей площадкой для этого являются муниципалитеты — города, поселки, и деревни — где у нас есть возможность создать прямую демократию». Букчин был первым, кто использовал термин «либертарный муниципализм» для описания системы, в которой либертарные учреждения прямых демократических собраний окажутся противопоставлены и впоследствии заменят государство конфедерацией свободных муниципалитетов. Либертарный муниципализм предназначен создать такую ситуацию, в которой не смогут сосуществовать два типа власти — муниципальные конфедерации и национальное государство. Его сторонники полагают, что этими средствами возможно достигнуть рационального общества, и его структура станет организующей для общества.