24 сентября 1946 года в Москве в семье Утевле Туремуратовича и Марии Константиновны Аринбасаровых появилась на свет девочка Наташа – наполовину полька, наполовину казашка. Ее отец в то время был курсантом Военной академии имени Фрунзе. Окончив учебу, он, как и многие офицеры, часто менял в силу службы место жительства. У Аринбасаровых родилось пятеро детей, и Мария Константиновна не работала, занимаясь их воспитанием.
Когда семья жила в Туркмении, Наташе довелось посмотреть балет «Лебединое озеро», и с тех пор она мечтала стать балериной. Танцевала девочка очень хорошо, а когда ей исполнилось десять, появилась возможность воплотить детскую мечту в реальность – отца перевели служить в Алма-Ату, где талант Наташи оценили преподаватели балетной школы. Уже через год девочку и еще нескольких одаренных ребят отправили учиться в Москву, в хореографическое училище Большого театра.
Диплом Наташа получила в 1964 году. Ее обучение оплачивала республика, и выпускница должна была стать балериной Алма-атинского Театра оперы и балета. Но попасть на эту сцену Наталье помешал случай.
Молодой режиссер Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский приступил к съемкам своего дебютного фильма и искал исполнительницу главной роли – артистичную девушку казахской национальности. Его выбор пал на одну из сокурсниц Натальи, но преподаватели по ошибке послали на пробы Аринбасарову. Побеседовав с юной балериной, Кончаловский понял, что нашел свою героиню. Однако хрупкая и очень женственная Наташа привлекла его внимание не только как актриса. Впоследствии Андрей Сергеевич написал, что не мог отважиться даже поцеловать ее, пока не решил для самого себя – Наташа будет его женой. Правда, двадцатисемилетний и уже один раз разведенный жених совсем не понравился родителям Натальи. Они вызвали дочь домой, заявив, что о продолжении съемок не может идти и речи. С большим трудом конфликт удалось уладить, и в 1965 году состоялась свадьба. В январе следующего года у счастливой пары родился сын Егор, ставший, как и отец, известным режиссером.
Счастье пришло к Наташе не только в личной жизни. Картина «Первый учитель», снятая ее мужем по роману Айтматова «Первый учитель», получила множество наград, а сама актриса стала обладательницей Золотого кубка на кинофестивале в Венеции. Претендентками на эту награду в номинации «лучшая женская роль» были три звезды кинематографа – Джейн Фонда, Ингрид Тулин и Джули Кристи, но приз получила Наталья Аринбасарова и вместе с этим успехом обрела мировое признание.
Открывшиеся перспективы заставили Наталью задуматься о своей карьере, и она решила получить профессиональное актерское образование во ВГИКе. Вступительные экзамены новая мировая звезда сдавала в окружении фотографов и корреспондентов, а будущий учитель Наташи, Сергей Герасимов охотно позировал прессе вместе со своей новой студенткой.
Ученики Герасимова жили под строгим запретом киносъемок – мэтр советского кино считал, что актерский талант должен сначала получить огранку. Но для Натальи Аринбасаровой Герасимов сделал исключение из этого правила. В 1967 году она получила роль чекистки Сауле в фильме Шухрата Аббасова «Ташкент – город хлебный» (автором сценария был Андрей Кончаловский). Во время студенчества Наталья сыграла и три главных роли – Джамилю в картине «Джамиля» (1968 год), Маншук Маметову в фильме «Песнь о Маншук» (1969 год) и Адалат в фильме «Спокойный день во время войны» (1970 год). Снял Аринбасарову и сам Сергей Герасимов – в фильме «У озера» (1969 год). В этой ленте играл весь курс Герасимова – действительно замечательный, ведь вместе с Натальей учились Наталья Гвоздикова, Сергей Никоненко, Наталья Белохвостикова, Николай Еременко, Николай Губенко, Вадим Спиридонов. Интересно, что зрители тех лет считают лучшей ролью Аринбасаровой именно балерину Катю Алзоеву из фильма «У озера».
Еще до окончания ВГИКа, в 1969 году Наталья развелась с Андреем Кончаловским. Но в одиночестве ни один из бывших супругов долго не прожил – Кончаловский, мечтавший жить за границей, сразу же женился на француженке Вивиан Годе, а в следующем году вышла замуж и Наталья. Ее новым избранником стал Николай Двигубский, француз по месту жительства и русский по национальности, из семьи эмигрантов. Двигубский приехал в Россию учиться во ВГИКе на художника-постановщика и до брака с Натальей успел дважды развестись. У Николая и Натальи в 1974 году родилась дочь Катя, ставшая кинорежиссером и писателем.
В 1971 году Наталья Аринбасарова получила диплом ВГИКа. Тогда же вышел фильм «Ночь на 14-й параллели», где она создала образ Тань. В 1973 году зрители увидели актрису в ленте «Там, где горы белые» в роли Макпал, а в 1977 году она сыграла Айжан в фильме «Транссибирский экспресс» – небольшую, но очень яркую роль. Режиссеры работали с Натальей с большим удовольствием, ведь даже маленькие роли в ее исполнении становились шедеврами. Ее героини – это Гюльсары из картины «Улан» (1978 год), Шафак из фильма «В ночь лунного затмения» (1978 год), Гулькан из фильма «Серебряный рог Алатау» (1980 год) и многие другие, запомнившиеся и зрителям, и кинокритикам. В 1979 году Наталье Аринбасаровой присвоили звание заслуженной артистки РСФСР, а в 1980-м она стала лауреатом Государственной премии Советского Союза.
В 1980 году распался второй брак актрисы – Николай Двигубский вернулся во Францию. Два года спустя мужем Натальи стал режиссер Эльдор Уразбаев, с которым актриса работала на съемочной площадке «Транссибирского экспресса». С бывшими мужьями Наталья Утевлевна сумела сохранить прекрасные отношения – они не только помогали ей воспитывать детей, но и всегда поддерживали в творчестве.
В девяностые годы актриса снималась уже меньше. Последней ее ролью в уходящем веке стала роль жены коменданта в фильме 1995 года «За что?» совместного производства России, Польши и США. Но после долгого перерыва Наталья Аринбасарова вновь вернулась в кинематограф. Возможно, карьера ее сложилась бы иначе, но внешность, к сожалению, ограничивала выбор ролей. Сыграть героинь Островского и Шекспира актрисе не довелось, но это не слишком ее огорчает. По словам самой Натальи Утевлевны, больше всего она гордится ролью, доставшейся ей не на экране, а в реальности – ролью матери, вырастившей замечательных и очень талантливых детей.