Наталья Варлей появилась на свет 22 июня 1947 года в Румынии, в городе Констанца. По семейной легенде, ее предки были валлийцами, приехавшими в Россию в XIX веке. Владимир Варлей, отец Наташи, служил капитаном дальнего плавания, и почти все детские годы девочки прошли в Мурманске.
Одаренность Наташи проявилась еще до школы – она рано начала читать, совсем маленькой сочиняла стихи, проявляла большие музыкальные способности, хорошо рисовала. А вот заниматься спортом девочке запретили врачи из-за ревмокардита.
В конце пятидесятых семья Варлей переехала в Москву, и здесь Наташа впервые увидела цирковое представление. Около кассы цирка на глаза ей попалось объявление о наборе подростков в цирковую студию. Представление так понравилось девочке, что на следующий же день она отправилась по адресу из объявления, ничего не сказав родителям. Гибкую Наташу приняли в студию, и это определило ее будущую профессию.
Юные студийцы часто участвовали в прологах перед цирковыми выступлениями, и цирк стал для Наташи родным. Она мечтала только об арене, а потому стала студенткой училища циркового и эстрадного искусства. В 1965 году, сразу после выпуска из училища, Наталья Варлей начала работать в труппе столичного цирка эквилибристкой. Некоторое время она выступала в номере знаменитого клоуна Леонида Енгибарова, танцуя на трапеции с кастаньетами.
Енгибаров уже несколько лет снимался в кино, и у него было множество друзей-кинематографистов, в том числе Георгий Юнгвальд-Хилькевич, работавший режиссером на Одесской киностудии. В 1966 году, придя в цирк, он заметил в номере друга юную эквилибристку и предложил ей небольшую роль в своей картине «Формула радуги». Этот фильм так и не вышел на экраны, но именно на его съемочной площадке Наташа получила еще одно предложение: пройти пробы для комедии «Кавказская пленница» Леонида Гайдая.
Особых надежд получить роль Наташа не питала: среди нескольких тысяч претенденток были и советские кинозвезды. И все же Гайдай остановил свой выбор на девятнадцатилетней цирковой актрисе. По словам Варлей, на кинопробах режиссер робко спросил, не может ли она раздеться, оставив на себе только купальник. Наташа, для которой купальник был цирковой формы, спокойно согласилась. Возможно, именно снятый тогда эпизод и решил вопрос выбора.
Наталья Варлей запомнила на всю жизнь едва ли не каждый день съемок «Кавказской пленницы» – скорее всего, даже не из-за работы с известными актерами, а потому, что это был первый в ее жизни опыт перевоплощения. Ее героиня оказалась совершенно непохожей на Наташу в жизни, и тихой, мечтательной девушке пришлось играть озорную, веселую «спортсменку и комсомолку».
Премьера комедии состоялась в столице в апреле 1967 года, и успех «Кавказской пленницы» был просто оглушительным. Естественно, к юной актрисе пришла немыслимая слава со всеми вытекающими: поклонники в буквальном смысле не давали ей прохода. Наташу засыпали письмами и объяснениями в любви, а песню о белых медведях распевала вся страна. В том же году Наталья Варлей вышла замуж за актера и будущего режиссера Николая Бурляева, но этот брак быстро распался.
Еще некоторое время актриса проработала в цирке, и даже на гастролях в полной мере получала все дивиденды своей популярности. Около цирковых зданий, где шли представления, всегда собиралась толпа, и Наташу уводили из цирка через запасные выходы. В гостиницах ее никогда не селили на первом этаже, но поклонники умудрялись забираться на балкон номера, чтобы предложить Варлей руку и сердце. Кстати, несмотря на сумасшедший успех «Кавказской пленницы», актриса получила за свою роль всего две денежных премии – в общей сложности триста рублей.
В год премьеры «Кавказской пленницы» вышел и еще один фильм с участием Натальи Варлей – «Вий», первый отечественный «ужастик» режиссеров Георгия Кропачева и Константина Ершова. Актриса сыграла роль Панночки и позднее не раз думала, что сниматься в этой картине ей было нельзя. На съемках произошел несчастный случай, во время которого Наталья чуть не погибла, а потом в ее жизни началась полоса несчастий.
Но с карьерой в конце шестидесятых у актрисы все шло великолепно. Она снялась еще в нескольких фильмах, хотя знаменитая «Кавказская пленница» навсегда осталась главным фильмом Натальи Варлей. Неудивительно – ведь эту комедию до сих пор смотрят с огромным удовольствием. Роль Нины не только сделала Варлей знаменитой, но и изменила ее жизнь: Наталья решила стать профессиональной актрисой, ушла из цирка и поступила в Щукинское театральное училище.
Когда Наташа уже была на последнем курсе, в училище приехали студенты-театралы из Бельгии. Одним из них оказался сын бельгийского министра обороны Люсьен Хармегинс, влюбившийся в советскую звезду. Если бы Наталья приняла тогда его предложение, наверное, ее дальнейшая жизнь была бы безоблачной и безбедной. Но к тому времени Варлей уже успела второй раз выйти замуж и разводиться не собиралась. Ее избранником стал однокурсник Володя Тихонов, сын Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой. По словам актрисы, Володя полюбил ее, увидев «Кавказскую пленницу», и был очень добрым, сильным и талантливым человеком. Но после свадьбы молодой муж начал ревновать свою красавицу-жену, и ссорились они из-за этого чуть ли не каждый день.
В 1971 году Наталья получила диплом Щукинского училища и поступила на сцену Театра Станиславского, где первой ее большой ролью стала Роз-Мари Фей, героиня спектакля «Альберт Эйнштейн». Актриса готовилась играть еще в двух главных ролях, но помешала беременность. В конце января 1972 года она родила сына Василия. К этому времени Наталья решилась развестись – муж начал пить, и она устала от беспрерывных скандалов.
На сцену актриса вернулась уже в начале весны, и работать ей было невероятно тяжело, ведь приходилось разрываться между ребенком и театром. Бабушки и дедушки помочь тогда не могли, и уже в три года Василий начал ездить с мамой на гастроли. За время работы Натальи в театре четыре раза меняли главного режиссера, и вместе с ними менялось и положение актрисы, становясь то стабильным, то шатким.
В семидесятые и восьмидесятые годы Наталья Варлей оставалась востребованной актрисой в кинематографе, но большая часть фильмов с ее участием за рамки среднего уровня не вышла. Самыми удачными из них стали «Большой аттракцион» (1975 год, режиссер Виктор Георгиев), «Мой папа – идеалист» (1980 год, режиссер Владимир Бортко), детские картины «Не хочу быть взрослым» (1982 год, режиссер Юрий Чулюкин) и «Гостья из будущего» (1984 год, режиссер Павел Арсенов). За роль Екатерины Орловой в «Не хочу быть взрослым» Наталья Варлей получила в 1984 году Государственную премию РСФСР имени Крупской. В 1989 году ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.
В начале восьмидесятых Наталья Варлей ушла из театра и поступила в Литературный институт – все эти годы она не переставала писать стихи. В 1986 году она родила второго мальчика, которого назвала Сашей, но замуж выходить больше не стала, и имя отца ребенка осталось тайной. Вторые роды актрисы начались преждевременно и едва не закончились трагедией, но малыша сумел спасти Алексей Грачев, детский врач, впоследствии ставший священником и семейным духовником Натальи.
Последней работой Варлей в кино девяностых годов стали сразу две роли в детском фильме 1994 года «Волшебник изумрудного города» (режиссер Павел Арсенов) – она сыграла ведьм Бастинду и Гингему. После этого фильма актриса практически прекратила сниматься. Сама она объясняет это не только отсутствием ролей, которые ей бы нравились, но и своим отношением к современной отечественной кинематографии. По утверждению Натальи Варлей, «новое» кино забыло о духовности, и она, актриса старой школы, в него не вписывается.
Но творческая натура Натальи Владимировны не осталась без дела – она получила диплом Литинститута и всерьез занялась поэзией. В девяностых годах вышли ее авторские песенные диски «На высшей точке единения», «Не умирай, любовь!», «Живая вода» и «Не оборвись во мне, струна». Музыку к песням написал композитор Николай Шершень. В 1999 году актриса исполнила свои песни в проекте «Поют звезды кино и театра» – итогом этого проекта стали не только концерты, но и диск, вышедший в США, а позднее и на «Радио МПС». Кроме собственных литературных занятий, Варлей помогает издавать стихи одаренным поэтам.
Кроме поэзии, Наталья Варлей проводила и проводит творческие встречи, на которые приходит огромное количество зрителей, продолжающих обожать любимую актрису, несмотря на отсутствие новых ролей. В 2002 году жюри X фестиваля «Виват, кино России!» вручило ей приз в номинации «Немеркнущая любовь зрителей».
Не желая появляться на экранах, Наталья Владимировна все же взялась за озвучивание многочисленных зарубежных сериалов, наводнивших телевидение России, и продублировала около двух тысяч ролей. Разочарование в российском кино заставило актрису попытать свои силы на телевидении, правда, в роли ведущей. Программа «Домашние хлопоты» канала РТР получилась в некоторой степени и актерской – Варлей участвовала в подготовке сценария и импровизировала во время передачи.
В 2010 году Наталье Владимировне вручили Орден Дружбы за ее плодотворную многолетнюю деятельность и заслуги в развитии отечественного искусства и культуры.
Недавно Наталья Варлей снова вышла замуж, но говорить о своем новом избраннике не любит – только неустанно радуется, что ее Володя не актер. Знаменитая актриса и сегодня выглядит великолепно, хотя никаких особых секретов красоты не знает. Возможно, ее внешность – результат веры в то, что возраст – это прежде всего состояние души. Ну а душа у Натальи Владимировны ничуть не постарела: актриса по-прежнему полна энергии и сил, она ездит по концертам, озвучивает фильмы, занимается благотворительностью, и в ее планах множество проектов, в том числе и кинематографических.