Популярные
На фото Никита Владимирович Богословский

Никита Владимирович Богословский

советский и российский композитор, дирижер, пианист, литератор
Дата рождения:
1913-05-22
Дата смерти:
2004-04-04
Биография

Биография

Никита Богословский родился 9 (22) мая 1913 года в Санкт-Петербурге. Отец — Богословский Владимир Львович. Мать — Богословская (Поземковская) Елена Михайловна. Так как родители рано развелись, а мать быстро вышла замуж, своего отца Никита не знал и воспитывался отчимом.

В 1920—1929 годах учился в совтрудшколе Ленинграда. По его воспоминаниям, в эти годы было получено главное музыкальное образование, значившее больше чем всё последующее консерваторское обучение. Это произошло на длившихся почти два года, воскресных занятиях с великим русским композитором Александром Константиновичем Глазуновым.

Школьные годы отмечены первыми, известными произведениями. Это вальс, сочиненный и подаренный Эдит Утёсовой на её шестой день рождения. К собственному пятнадцатилетию, он написал оперетту «Ночь перед Рождеством». Премьера прошла в Ленинградском театре музыкальной комедии, но автора туда, по малолетству, не пустили.

Далее Никита учился на композиторском отделении Ленинградского музыкального техникума, затем в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова по классу композиции (экстернат), которую успешно окончил в 1934 году.

Ещё в студенческие годы Н. Богословский вошёл в круг творческой молодёжи связанной с театром, эстрадой и кино. Он сочинял музыку для спектаклей Ленинградского театра малых форм, таких, например, как «Уха из петуха» и «Весна на Стрелке» (1933—1934).

После убийства С. М. Кирова, в ходе начавшихся репрессий, Никита Владимирович, как выходец из дворянской семьи, подлежал высылке из Ленинграда в Сыктывкар. Однако, решил рискнуть и туда не ехать. Ему повезло и о нём забыли.

С 1937 года Н. Богословский начал писать музыку для кино. Он «проснулся известным» уже после своего первого фильма — «Остров сокровищ», где прозвучала песенка Дженни на стихи В. Лебедева-Кумача:


над страною гремела гроза…

…если ранили друга, сумеет подруга

Став знаменитым, Никита Владимирович перебрался в Москву, где были написаны такие песни как: «Любимый город» (стихи Е.Долматовского, к/ф «Истребители», 1939), «Спят курганы тёмные» (стихи Б. Ласкина, к/ф «Большая жизнь», 1940).

Отечественная война застала Н. Богословского на Киевской киностудии. Вместе с ней его эвакуировали в Ташкент. Там была создана такая песенная классика, как «Лизавета» (1942, стихи Е. Долматовского, к/ф «Александр Пархоменко»), «Тёмная ночь», «Шаланды, полные кефали» (обе на стихи В. Агатова, 1942, к/ф «Два бойца»), «Солдатский вальс» (стихи В. Дыховичного, 1944).

По окончании войны им были написаны песни «Три года ты мне снилась» (стихи А. Фатьянова, 1946, к/ф «Большая жизнь», 2-я сер.), Романс Рощина (стихи Н. Доризо, 1956, к/ф «Разные судьбы»).

Всего Н. Богословским было создано более трехсот песен, музыка к ста девятнадцати фильмам и восьмидесяти спектаклям.

В конце 50-х и 60-х годах Никита Владимирович часто выступал на телевидении и радио в качестве ведущего развлекательных программ. Он является одним из зачинателей и первым ведущим популярной передачи тех лет — Клуб Весёлых и Находчивых, которая сначала называлась «Вечер весёлых вопросов».

Умер 4 апреля 2004 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Некоторые факты

  • Своё отношение к жизни Н. Богословский сформулировал следующими словами: «Может быть, это стыдно, но я никогда не интересовался страной. Все мои мысли были направлены на творческое благополучие и на свою судьбу в этом мире, который я воспринимал иронически. В духовном плане у меня не было драм и трагедий. Только ясное, радостное ощущение жизни, праздник бытия».
  • Когда умер отчим, к которому Н. Богословский относился с большим уважением и любил, на похороны не поехал. Не был он, и на похоронах старшего сына — Кирилла. С младшим сыном — Андреем, композитором и поэтом, автором песни «Рисуют мальчики войну», практически на общался.

Театр для себя

В течении всей жизни Никита Богословский был знаменит розыгрышами, которые зачастую ставились по законам драматургии и развивались во времени. По мнению М. Веллера: «Задолго до появления слов „хэппенинг“ и „реалити-шоу“ он возвёл розыгрыш на высоту искусства в сумасшедшем доме».

Сам Никита Владимирович считал, что «Розыгрыш — это театр для себя». А театр этот получался разным. И безобидным, и с последствиями. Например, в его воспоминаниях описано неизменно выигрываемое пари об авторстве раннего пейзажа Левитана, висевшего в квартире. Под Левитаном спорщики полагали художника-передвижника, что, естественно, полностью исключалось ввиду изображённого ужаса. На самом деле это был, созданный по просьбе Никиты Владимировича, единственный живописный опыт известного диктора радио — однофамильца художника. Интересно, что жертвы спора прекрасно и давно знали Н. Богословского, но попадались всё равно.

Иногда действия Н. Богословского приводили к весьма нежелательным последствиям. Например, закрытию телевизионной передачи — Вечер Весёлых Вопросов, первого варианта Клуба Весёлых и Находчивых. Никита Владимирович, придумал для неё условия конкурса, заключавшиеся в приезде летом на передачу в шубе и валенках. Для того, чтобы снизить число победителей, было решено добавить ещё и прошлогоднею газету за 31 декабря. Однако, Н. Богословский, который был ведущим программы, о газете не вспомнил. Как следствие, по летнему зною на передачу в прямом эфире явилось столько разгорячённых людей в шубах и валенках, что образовалась настоящая свалка. Трансляцию пришлось прервать. Несколько часов в эфире демонстрировалась заставка «Перерыв по техническим причинам». Передачу закрыли, а ЦК КПСС принял постановление, где говорилось: «Работники телестудии стали на путь подражания худшим приемам и нравам буржуазного телевидения… Подобный случай мог произойти только в условиях политической беспечности руководства телевидением. Партийно-политическая работа поставлена слабо, до сих пор среди работников студии не обсуждена статья Н. С. Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа…»

Наследие в области симфонической и камерной музыки

В списке произведений Н. В. Богословского значительно присутствие симфонической и камерной музыки. Он автор 8 симфоний, написанных в период с 1940 по 1991 год, симфонической повести «Василий Теркин» (1950—1963), двух струнных квартетов (1931, 1988), музыкальных драм по А. Блоку: «Незнакомка» (1972) и «Балаганчик» (1976), балета «Королевство кривых зеркал» (1953), одноактной оперы «Соль» (1932—1980), 17 оперетт и музыкальных комедий, в том числе «Одиннадцать неизвестных» (1946), «Весна в Москве» (1972), «Раскинулось море широко» (1943), «Алло, Варшава!» (1967) и др.

Как дирижер, Н. В. Богословский выступал в России и за рубежом, с концертами и творческими вечерами побывал во многих странах.

Никита Богословский и публикации

Живя в сложное историческое время, он часто подвергался критике за якобы чуждую советскому человеку музыку. «Чем же объясняется успех произведений Никиты Богословского „Темная ночь“ и „Шаланды, полные кефали“? Если это и музыка, то — блатная…» Советские СМИ 1930—1940-х годов были полны подобными рецензиями. Так писали журнал «Искусство и жизнь», газеты «Вечерняя Москва», «Советское искусство», «Известия», «Московский большевик»… Вышеперечисленные цитаты замыкает постановление ЦК ВКП (б) от 4 сентября 1946 года о кинофильме «Большая жизнь»: «Введенные в фильм песни Н. В. Богословского проникнуты кабацкой меланхолией и чужды советским людям».

Позже, во второй половине своей жизни, Н. Богословский сам иногда выступал в СМИ о текущем положении в эстрадной музыке. Известны, например, его слова о Битлз — «Трое с гитарами, один ударник — и все четверо, чуть было не сказал — поют! Трудно себе даже представить, какие звуки издают эти молодые люди под собственный аккомпанемент, какое содержание в этих опусах… Но готов биться об заклад, что протянете вы еще год-полтора, а потом появятся молодые люди с еще более дурацкими прическами и дикими голосами, и все кончится!… И придется вам с трудом пристраиваться в маленькие провинциальные кабачки на временную работу или идти „пчелами“ к новым „жукам“…».

Кроме множества статей, заметок, критических материалов в центральной и московской прессе, Н. В. Богословский опубликовал восемь книг: «Божества и убожества» (1964), «Музей муз» (1968), «Тысяча мелочей» (1973), «Очевидное, но вероятное» (1981), «Интересное кино» (повесть-гипербола, 1990), «Завещание Глинки» (роман-сатира, 1993), «Заметки на полях шляпы и кое-что еще» (1997), «Что было и чего не было и кое-что еще…» (1999).

В 2008 году вдова композитора Алла Богословская (урождённая Сивашова) издала в Нью-Йорке в издательстве «Либерти/Liberty» книгу воспоминаний под названием «Я люблю тебя, Алка» — эти слова были последними, которые композитор написал. В 2009 году некоторые выдержки из этих воспоминаний, вместе с избранными «„Заметками на полях шляпы“ острослова Н. Б.» были изданы в России. Некоторые из этих «Заметок на полях …» приведены в Викицитатнике, ссылка на который дана в конце статьи.

Общественная деятельность

В 1976—1980 годах Н. В. Богословский являлся членом Правления Союза композиторов СССР, а с 1981 по 1985 год — членом Правления Союза кинематографистов СССР, член Союза композиторов (с 1938), Союза кинематографистов (с 1958), Союза театральных деятелей (с 1984). С 1965 года был членом и Союза журналистов, однако вышел из него по собственной инициативе в 1984 году. Являлся Почётным президентом Ассоциации друзей Франции (1974).

Награды

  • Орден Трудового Красного Знамени (1971)
  • Орден Красной Звезды (1946)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 мая 1998) — за большой личный вклад в развитие отечественного музыкального искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (11 июня 2003) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968).
  • Народный артист РСФСР (1978).
  • Народный артист СССР (1983).
  • Полный кавалер знака «Шахтёрская слава» (1966, 1968, 1973)
  • Орден «За артистическую деятельность» (1978, Франция)
  • Орден «Кирилл и Мефодий» I степени (1986, Болгария)
  • Медаль имени А. В. Александрова (1986)
  • 17 военных и гражданских медалей.
  • Лауреат международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (2003) — за «особый вклад в укрепление государственности и приумножение национальной славы России».

Фильмография

Художественные фильмы

  • 1937 — Остров сокровищ
  • 1939 — Большая жизнь
  • 1939 — Истребители
  • 1941 — Таинственный остров
  • 1943 — Два бойца
  • 1956 — Разные судьбы
  • 1956 — Безумный день
  • 1958 — Олеко Дундич
  • 1959 — Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва
  • 1960 — Рыжик
  • 1960 — Трижды воскресший (режиссёр Л. И. Гайдай)
  • 1961 — Пёс Барбос и необычный кросс (режиссёр Л. И. Гайдай)
  • 1961 — Самогонщики (режиссёр Л. И. Гайдай)
  • 1963 — Внимание! В городе волшебник!
  • 1968 — Таинственный монах (стереоскопический (3D) фильм)
  • 1973 — Жили три холостяка

Анимационные фильмы

  • 1938 — Кот в сапогах
  • 1938 — Три мушкетёра
  • 1939 — Мойдодыр
  • 1939 — Воинственные бобры
  • 1939 — Лимпопо
  • 1941 — Лгунишка
  • 1941 — Бармалей
  • 1944 — Синдбад-мореход
  • 1944 — Синица
  • 1954 — Подпись неразборчива
  • 1955 — Снеговик-почтовик
  • 1955 — Это что за птица?
  • 1956 — Кораблик
  • 1957 — Опять двойка
  • 1958 — Петя и Красная Шапочка
  • 1959 — Три дровосека
  • 1960 — Светлячок № 1
  • 1960 — Мурзилка на спутнике
  • 1960 — Человечка нарисовал я
  • 1961 — Семейная хроника
  • 1964 — Следы на асфальте
  • 1964 — Дюймовочка
  • 1967 — Сказки для больших и маленьких
  • 1968 — Козлёнок, который считал до десяти
  • 1970 — Это в наших силах
  • 1971 — Сердце
  • 1971 — Терем-теремок
  • 1972 — Осто
Поделиться: